Устранение мелких недоработок фонаря Convoy H3 и немного тестов
Изначально планировал сделать эту статью «краткой как выстрел». То бишь оформить в разделе «Заметок». Кинуть туда пяток фото и написать несколько абзацев текста. Но в процессе обнаружились некоторые нюансы и прочие мелкие мелочи. Потому планы резко поменялись.
Первая причина — в «заметках» фотографии смешиваются абы как, без логической последовательности. Эдакая новогодняя ирония судьбы и власть хаоса. А хотелось показать все с чувством, с толком, с расстановкой.
Причина номер два — забота о читателе. Ибо декабрь-январь выдался для организма приятным, но тяжелым испытанием. Утомленный тазиками с оливье, сладкими мандаринами, шампанским, более крепкими напитками, разноцветьем светодиодов и блеском елочных игрушек наш организм не хочет вникать в многочисленные буквы и строки текста. Может это не у всех, у меня так.
В общем, перехожу к делу. Осенью 2024 г. у меня проявилась острая осветительная недостаточность. Поэтому были куплены два фонарика — BORUiT RJ-020 и Superfire TH04. Основной критерий выбора — питание от элемента 18650 и металлический корпус.
После ряда тестов Остапа понесло вдруг захотелось взять что-то покруче — с памятью, с moon light и прочими плюшками. То бишь подороже.
Немалую лепту внес комментарий читателя LighTning. Он привел рекомендации Евгения (Teapot_name) из Москвы. Привожу их как есть, без правок под спойлером.
Фонариковая тема — неисчерпаемый клондайк для дискуссий и писькомеряния в любой мужской компании. У меня вот столько–то тыщ люмен, а у меня зато дальнобойность километр, а у меня CRI светодиода идеальный, а у меня батарейки высоктоковые вот такенной ёмкости, а у меня яркость плавно диммируется, а у меня корпус фонарика переживёт погружение в мариинскую впадину и ядерный взрыв, и т. д., и т. п. Зайдёшь в любой обзор на фонарь — а там и графики всякие, и замеры, и бимшоты… Затягивает ужасно.
А потом…
Потом ты вертишь в руках свой супермощный фонарь, которым так долго хвастался перед друзьями, что он светит лучше фар их автомобилей — и не кладёшь его в рюкзак в поездку, потому что он тяжёлый и неудобный, лучше припасти его для какого–нибудь похода в пещеры, вот тогдаааааа…
Потом ты протягиваешь другой свой супер–расхваленный обзорщиками EDC–фонарь в руки жене, чтобы она подсветила себе в кладовке — а она отказывается! Мол не понимает она, как он включается и выключается, когда его кнопку долго зажимать, когда коротко, когда двойной клик, когда ещё чего — и подсвечивает себе телефоном.
Потом ты сам ловишь себя на том, что в машине у тебя на постоянной основе лежит вовсе не классный дорогущий фирменный фонарь — его же жалко, а какое–то случайно купленное на распродаже за 165 рублей китайское барахло, и именно в его синюшном нестабилизированном и ШИМ–дрожащем свете ты уже который раз ставишь палатку…
И вот в этот момент приходит понимание, что при всем богатстве выбора именно РАБОЧЕГО, удобного света у тебя как не было, так и нет. И что все эти обзоры и бимшоты с графиками хороши только в интернетиках. А в реальной жизни, в реальном ночном лесу лично тебе требуется совсем–совсем другое, порой диаметрально противоположное тому, что нахваливают.
И я тут на досуге попробовал для себя сформулировать лично мои требования к «туристическому свету»для регулярных выездов на природу. А так же отметить те моменты, которые оказались неудобны или маловажны в других фонарях, которые я использовал.
Сначала базовые:
Формфактор — налобник, и только так. Не универсал, который можно отцепить и использовать в руке, или прикрепить на клипсе на одежду, а именно просто налобник. Носить в руке фонарь требуется лишь в одном случае — когда ты идёшь в группе и не хочешь слепить соседей. Во всех остальных случаях правило «куда взгляд — туда и свет» незыблемо. И руки свободны.
Яркость — совершенно не важна максимальная! В обычной туристическом быту всё равно используется первая–вторая ступень яркости любого фонаря, не больше. Остальное бессмысленно ослепляет, выжигает тебе и окружающим сетчатку, если нечаянно включишь, запутавшись в режимах. А если мощный фонарик случайно зажмётся вещами и включится в «турборежиме» в рюкзаке — беды не избежать, может много чего поплавить. У меня минус один гермомешок из–за такого случая.
Батарея… От неё требуется вовсе не большой объём — четырех–шести часов работы на низких режимах в жизни достаточно. А требуется максимально низкий вес. И — строго обязательно — type–c для подзарядки прямо в фонаре. Туристическая практика показывает, что всегда удобнее днём подзарядить лёгкий фонарик от прикуривателя/солнечной панели, чем постоянно таскать на голове тяжеленный объёмный и мощный батарейный блок.
Режимы управления. Любой фонарь, который имеет стробоскоп в переборе режимов — вычёркиваю сразу, вне зависимости от того насколько он хорош в остальных аспектах. Строб в глаза, привыкшие к темноте, вызывает настоящую физическую боль! Это прямо категорическое правило для туристического фонаря.
Дальнобойность. Турист — не охотник и не рыбак, ему «поисковый прожектор» не требуется. Осмотреться на площадке, оглядеть соседние кусты/палатки, посветить под ноги во время прогулки, на стол, на руки… Узкий луч и чётко выраженный центральный спот ему даже вредны. Размытый спот и широкая заливка дадут комфортный обзор в нужном радиусе обзора без агрессивного пересвета.
Так, определились с базисом, а теперь пройдёмся по опциям — что хорошо а что не очень.
Материал корпуса. Увы, как бы не хороша была по весу и цене пластмасса — но для туриста лучше металл. Пара нечаянно раздавленных в багаже пластмассовых фонарей в моём опыте имеется — и это было очень обидно, учитывая что одним из них был культовый и дорогой PETZL.
Красный свет. Охренительная штука, очень хочу её в налобник, сейчас он есть у меня в кемпинговой люстре для палатки — и я познал дзен красного света на природе. На него не летят комары. Красный свет не будит спящих соседей — он не проникает сквозь закрытые веки. Он не выключает ночное зрение, и ты прекрасно видишь всё на периферии, ночной лес ощущается совсем по другому, намного более комфортно. Уходит неприятное ощущение, когда безопасным кажется только маленькая область, освещённая фонарём, а вокруг — неизвестность и тьма. А ещё он «выключает» все цвета, всё вокруг становится монохромным, и это превращает мир вокруг тебя в необычную сказку.
Зум. Штука на первый взгляд вроде и удобная — и вдаль подсветить как лазером, и широко ровно залить широкую окружность… Но в реальной эксплуатации свет зум–фонарей некомфортен из–за того, у него очень чёткая светотеневая граница. Ты видишь только этот круг — и больше ничего. И при этом он даёт очень агрессивные, ярко очерченные тени, в которых тоже ничего не разглядеть. Глаза устают от такого освещения быстро.
COB–светодиоды. Шикарная бесспотовая и бестеневая заливка всего в области зрения глаз, очень комфортный для мелкой работы свет. Но! У него есть огромный недостаток. Он адски слепит всех окружающих, кроме самого носителя фонаря. Так что COB–светодиоды хороши для рабочих налобников, а в туристическом фонаре им можно присутствовать, только если они включаются отдельной кнопкой, а не перебором яркостей.
Магнит в хвосте. Туристу особо не нужен, хотя бы потому что деревья не магнитятся, как и дуги в палатке. То есть на природе его получится цеплять только на машину, что чаще всего бессмысленно.
Рассеиватель. Необязателен. В палатке можно просто направить свет в потолок, и равномерно всё отраженным светом покроет. А на открытом пространстве заливать все 180 градусов требуется крайне редко.
Индикатор состояние батареи. Очень нужен, причём легко доступный без специальных хитрых нажатий на кнопку. Хотя бы светодиодиком — зелёный, жёлтый, красный. Помогает растянуть небольшую батарею на длительные ночные посиделки, вовремя контролируя яркость. И именно отсутствие нормальной индикации остатка заряда в своё время увело меня от фонарей на пальчиковых одноразовых батарейках в стан предпочитающих аккумуляторы… Очень неприятно остаться в темноте с полностью севшим фонарём.
Память режимов. Оооооочень полезная штука, хотя бы потому, что 90% времени эксплуатации фонаря ты используешь именно один режим, и тебе не надо перебирать все вариации, добираясь до него. И такой фонарь можно легко давать неквалифицированным пользовательницам: нажала кнопку и включился свет, ещё раз нажала — выключился. Никаких премудростей.
Если нет памяти — то включение перебора режимов фонаря должно, нет, просто обязано начинаться с moonlight или самой низкой яркости. Иначе подсветить себе что–то аккуратненько, не разбудив соседей в палатке, просто не представляется возможным.
Ничего лишнего в фонаре не нужно. Никаких дополнительных фар, RGB–подсветки, режимов «плавного угасания» или «мерцающей свечи», сенсоров приближения, переключателей холодного/тёплого света, лазеров и прочих блютусов с вайфаями. Любая лишняя выдуманная маркетологами рюшечка это минус для фонаря, а не плюс. Точнее — плюс вес, плюс цена, плюс вероятность поломки в неудачный момент…
И да, цена. Как по мне, туристический фонарь для повседневной эксплуатации без особой боязни его сломать/утопить/потерять должен быть не дороже пары обедов в фастфуднице. Пофиг на бренд, пофиг на страну изготовления, пофиг на комплектацию, пофиг на цветную многостраничную инструкцию и красивую упаковочную коробку. Дёшево, сердито, просто и незатейливо.
Тут ещё многое можно понаписать, и про удобство крепления ремешков, и про регулировки наклона, и про теплоотвод, про характеристики светодиодов… Но лучше остановиться. Тема реально бесконечная, но туристу надо смотреть на всё проще: он же не специалист по фонарям, а всего лишь пользователь.
Так на горизонте замаячил Convoy H3 за $25. Что в 2 раза дороже полюбившегося мне Superfire TH04. Я решился и взял «конвой». Также хочу сказать спасибо Олегу Грому и его видеоканалу ImMetatron — много полезного почерпнул там.
По одежке не судят
Итак, фонарь приехал в простой серой коробке. Рядом в пакете лежало эластичное крепление на голову и… И на этом все! Монахам, аскетам и выживальщикам инструкции не положены.
Сравните коробку и комплектацию Superfire TH04 за $10 (слева на фото) и Convoy H3 за $25. Как говорится, почувствуйте разницу. В такой коробке Superfire TH04 не стыдно подарить. При этом фонарь простой в управлении, надежный, корпус из металла.
Крепление из двух эластичных ремней удобное. Круговой и верхний поперечный ремни хорошо удерживают Convoy H3 на голове, если вы его используете как налобник.
На торце коробки указана модель фонаря (H3), тип светодиода (519А) и его цветовая температура (5000К). Светодиод NICHIA 519A High CRI размещен на толстой медной подложке и по своим параметрам выдерживает ток до 6А. Напряжение питания — 2,98В.
По замерам Олега Грома на максимальной яркости фонарь Convoy H3 потребляет чуть более 2,5А. Насколько при этом нагревается его «голова» — вопрос интересный. Это покажу в конце обзора.
Рассмотрим его в разобранном виде. Голова фонаря (1) ребристая, фрезерованные ребра выполняют роль радиатора. Сбоку находится кнопка включения (2) под белой силиконовой защитой. Голова накручивается на рукоять.
Слева рукоять имеет неанодированую резьбу (3) и резиновое уплотнительное кольцо. Справа резьба анодирована (4), резиновое кольцо также имеется. При этом резьбы разные, накрутить рукоять обратной стороной не получится. Все резьбовые соединения смазаны силиконовой смазкой. Это важно ибо в собранном виде фонарь герметичен.
Клипса (5) крепится на рукоять только с одной стороны. Попытка перенести ее на окантовку с другой стороны ни к чему хорошему не приведет. Ширина окантовки на рукояти разная, клипса лишь поцарапает алюминий. Зачем Convoy сделал такое непотребство остается загадкой.
Задний колпачок с контактной пружиной (6) немагнитный. Хотя места для магнита под пружиной вроде как хватает. Но производитель решил не устанавливать магнит. Оставим это на его совести )
Зато Convoy H3 использует Li-Ion аккумуляторы как формата 21700, так и 18650. Удобно? Да.
Луч солнца золотого
Фонарь Superfire TH04 по габаритам чуть меньше собрата. Также меньше его голова и рефлектор. При этом голова у Superfire TH04 радиатора не имеет. Оно и понятно — на максимальной яркости он греется слабо.
В свою очередь «конвой» имеет ярко-выраженные особенности — рефлектор с насечками типа «апельсиновая корка» и просветленное стекло. Последнее заметно как фиолетовый блик при освещении под определенным углом.
При зарядке от порта Type-C на обоих фонарях светятся кнопки питания, они служат как цветовые индикаторы процесса и окончания заряда. После включения фонарей их кнопки также светятся. У Superfire TH04 синяя подсветка, у Convoy H3 заметно слабое зеленое свечение.
Кнопка у Superfire TH04 мне нравится больше. Здесь она находится на голове сверху (не сбоку), заподлицо (сильно не выступает) и тактильное ощущение от нажатия у нее лучше, ход короче и жестче.
Ниже на фото показаны световые пятна от Superfire TH04 и Convoy H3 на близком расстоянии.
Доработка клипсы
Если у «суперфайера» все отлично прямо из коробки, то про Convoy H3 этого не скажешь. Его клипса не прижимается к рукояти, между ними есть щель около 4-5 мм. Отчего на тонком ремне сумки или рюкзака фонарь держится слабо. Что чревато потерей последнего. По крайней мере, мне попалась именно такая клипса. Может у других покупателей все хорошо.
Поэтому пришлось усилием воли и рук с пассатижами исправлять этот недочет. Операция простая. Вначале находим гвоздь по диаметру хомута клипсы (1) и вставляем его в оную. Затем вырезаем из полоски алюминия U-образную пластину (2), надеваем ее на хомут. Эта пластина защитит эмаль клипсы (покраску) от зубьев кусачек/пассатижей.
Отгибаем лепесток клипсы (3) и заводим инструмент как можно ближе к полукольцу клипсы и давим что есть мочи на пластину (2). Металл у клипсы знатный. Точка приложения силы находится между полукольцом клипсы и гвоздем в хомуте. После этой процедуры клипса меняет угол прижима, щель исчезает. Результат показан ниже.
Защита платы
Вторая доработка заключается в защите компонентов платы в голове фонаря. У модели Convoy H3 элементы платы выведены «наружу». На ней же расположена вторая пружина. Именно благодаря двум мощным прижимным пружинам в фонаре прочно удерживается элемент питания 18650.
А вот чипы на плате и дорожки не защищены от коррозии. При перепадах температуры и влаги такой вариант не исключен. Потому лучше подстраховаться. Я взял зубочистку, вставил ее в одно-единственное отверстие на плате (видимо для отвода горячего воздуха от светодиода) и залил плату двухкомпонентным герметиком. Предварительно кончик бамбуковой зубочистки пропитал машинным маслом.
Уровень заливки — до желтого латунного кольца. Спустя сутки, когда герметик затвердел, осторожно извлек зубочистку, аккуратно вращая ее вокруг оси.
Режимы фонаря и тест в лесу
Есть несколько способов включить Convoy H3. Я приведу не все, часть из них даже не проверял и пока не использовал за ненадобностью. Более подробная инструкция приведена здесь — convoylight.com/products/convoy-h3-21700-l-shape-flashlight-with-battery
• Короткое нажатие – фонарик включается на уровне яркости перед выключением (запомненная яркость).
Удержание кнопки – режим moon light
• • Двойное нажатие – максимальная яркость.
Когда фонарик включен, возможны следующие сценарии использования:
• Короткое нажатие – фонарик отключается.
• • Двойное нажатие – максимальный режим 100%
Удержание кнопки – увеличение/уменьшение яркости. Однократное моргание говорит, что достигнут максимум.
Также есть и другие режимы — проверка уровня заряда аккумулятора, переход в режим настройки рампинга (минимальная, максимальная яркость, количество ступеней), переход с плавной регулировки на ступенчатые режимы, тактический режим и проч.
Все это хорошо, но посмотрим на Convoy H3 в деле. Отправимся в лес ночью. Заодно сравним его с Superfire TH04. Тест будет простой — на минимальной и на средней яркости. Также сравню яркость Convoy H3 в режиме минимальной яркости и moon light. Почему не проводил тест 100% яркости объясню ниже.
На фото хорошо заметно, что светодиод у Superfire TH04 привносит легкий зеленый оттенок. В то время как у Convoy H3 он чисто белый. Заметно отличаются у этих фонарей световой охват пространства (световое пятно). В общем фонарики разные, но оба мне нравятся.
А вот как выглядит у Convoy H3 режим moon light в сравнении с минимальной яркостью.
«Лунный свет» оказался очень приятен. В лесу он дает мягкое, рассеянное освещение, скрывая тени. Но есть одно «но»… Если идти по тропе, есть риск не заметить мелкую корягу и споткнуться. В то время, как на минимальной яркости камешки, палки, сучки и прочие мелкие препятствия отбрасывают хорошо выраженную тень. Так что режим moon light хорош для близкого расстояния, или в квартире.
Возможно, те, кто обладает хорошим сумеречным зрением или регулярно употребляет морковь — источник каротина и витамина A – могут чаще использовать режим moon light.
Старикам здесь не место
Почему у меня не удалось провести тест на 100% яркости? Дело в том, что в Convoy H3 я установил б/у аккумулятор 18650. Эти элементы были получены из отжившей китайской макитовской батареи 21В. В фонарике Superfire TH04 «уставшие» элементы питания работали без проблем даже на максимальной яркости.
А вот Convoy H3 на яркости 100% эти старые элементы разогревал так, что у них через три-четыре минуты срабатывал защитный клапан. Видимо, деградация «химии» в голубых 18650 зашла столь далеко, что ток 2...2,5А заставлял их уходить в защиту.
Благо у меня были в запасе несколько новых высокотоковых элементов 18650 с лепестками (именуемых в народе «шоколадки»). Лепестки я не стал откусывать, а только лишь изолировал плюсовой вывод. После чего элемент прекрасно уместился в «конвой» и я дал ему жару на максимальной яркости.
При комнатной температуре голова Convoy H3 через пару минут достигла +55,7С. Спустя 7 минут температура снизилась на 1 градус. Видимо, в работу включилась термостабилизация. В общем, хорошая и компактная грелка на зиму. Но самое главное, новый элемент 18650 прошел испытание.
Огонь, вода и медные трубы
До огня дело не дошло. Медь нам не нужна ибо корпус «конвоя» из алюминия. А вот испытание водой таки решил провести. Никаких дополнительных процедур не потребовалось. Штатной смазки на резьбе фонаря было достаточно. Резиновая заглушка на порту Type-C также сидела плотно. Взял высокий стакан. Внутрь поместил включенный фонарь и залил его водой из под крана.
Испытание Convoy H3 выдержал достойно, пробыв под водой на глубине 20 тысяч лье целых 5 минут.
Подытожу
Фонарик Convoy H3, как по мне, вышел весьма неплохой. Его плюсы — хороший светодиод, качество исполнения, масса режимов с памятью, «лунный свет», два формата аккумуляторов. Да, потребовалась доработка клипсы. Чипы на плате можно защитить проще — электротехническим лаком. В общем, о потраченных деньгах не жалею.
А тут на глаза попался еще один фонарик. Но это уже другая история...
На этом у меня все!
Всем удачи и бобра! ©
+14 |
1448
45
|
Единственный востребованный для меня режим мун, но такой режим долго работает и от меньших акков в более компактных фонарях.
А еще бесит, что режим работы драйвра сбрасывается при вынимании акка или приоткручивании крышки.
Ну а как налобный, так ваще ужос. Лучше такой же, но не Г, а прямой с тир… Они есть у них…
Convoy H3 большой и тяжелый. Если фонарь нужен для туристических целей с usb-c зарядкой, я бы выбрал Sofirn HS42 примерно за ту же цену на Озоне. Он куда интересней.
Ну а если собрались ворваться в фонаёвочную тему с двух ног, то смотрите в сторону Skilhunt h04. Отличная железка. Раза в 2 легче Convoy H3.
имхо, какой-то франкенштейн
по описанию конечно выглядит достойно — есть всё что нужно для разных ситуаций, но что там внутри — неизвестно.
У меня в поюзе яркий луч lh-500 + panda 4.2. + какой-то boruit для работы.
А еще имхо не надо покупать с 519 диодом, много жрет и сильно греется. Не стоит имхо выбирать с максимальным током. Толку мало.
У меня есть старый с8, и есть новый из серии 21.это тот же с8, только под 21700. Так вот, с новым драйвером на 6А никак не лучше. Да, лупит далеко, только мне ни разу не понадобилось. Либо места нет в лесу, либо дымка рассеивает луч в поле… Я купил потом тушку и вставил туда старый драйвер и оставил два режима, 10и 100. Имхо это лучше, чем фапать кнопку, новомодных драйверов, выбирая режим…
Брал вместо народного налобника, устал его заряжать. Доволен. Машину и технику теперь только с ним ремотирую.