Организация сценического плейбэка - мой вариант
Представьте, что у вас группа из трех-четырех человек — вокалист, гитарист, басист и барабанщик, а инструментов в треке хочется сыграть гораздо больше. Тогда Вам нужен плейбэк (или подложка) — фоновое музыкальное сопровождение трека при его исполнении. Зачастую используется небольшими музыкальными группами для более полной передачи атмосферы их композиций.
Нам потребуется ноутбук, фонограмма, аудио-карта и кабели. Плюс микшер для личного мониторинга для меня (как барабанщика).
Представьте, что у вас группа из трех-четырех человек — вокалист, гитарист, басист и барабанщик, а инструментов в треке хочется сыграть гораздо больше. Например, у нас во многих треках присутствуют элементы электроники (синты), перкуссии, бэк-вокала. Есть и женский вокал, как допустим эротические стоны Ренаты в песне "Папочка" или женская партия в треке "Ведьма Арина".
Кроме того, в соляках не хватает поддержки в виде ритм гитары, так как вокалисту больше нравится прыгать и отрываться на сцене, нежели скромно наяривать на гитаре.
Мы не готовы раздувать штат нашей группы — на уютных сценах маленьких клубов и так тесно, поэтому и используем плейбэк. Помимо отсутствующих инструментов и вокальных партий для усиления звука выводим в зал бэк-вокалы, также в некоторых песнях не чураемся использовать дабл-трек — это дублирующая дорожка вокалиста, которую используют для поддержки основного вокала. Дабл-трек дает уверенности в читаемости слов, когда вокалист отрывается вместе с толпой.
Я не любитель дабл-треков, особенно когда с этим перебарщивают. Конечно, на выступлении получается мощная стена звука, но выглядит несколько кринжово, когда моментами вокалист не поет в микрофон, а звук при этом не меняется :). Я видел даже выступление одной группы, участники которой в конце выступления оставили музыку с подложки, а сами сбежали со сцены в гримерку. Ну такое себе.
Короче, мы стараемся с этим быть аккуратными. Все же живой звук на первом месте. Также плейбэк полезно иметь в том случае, если по каким-либо причинам не может репетировать участник группы (либо его вовсе нет). Мы просто включаем на ноуте его дорожку и репетируем как обычно.
К организации технической составляющей сценического плейбэка группы подходят по-разному. В нашем случае используется MacBook Air в связке со звуковой карточкой. Макбук легкий, долго держит батарею, не глючит и не просит неожиданных обновлений.
Внешняя звуковая карта BEHRINGER UMC204HD на 4 канала нас устраивает, т.к. по факту из нее мы получаем 5 каналов:
- 2 канала для стерео плейбэка через основной микшер идут в зал;
- 1 канал через основной микшер посылает клик для ушного мониторинга участников группы;
- 1 канал через дополнительный микшер посылает клик для ушного мониторинга барабанщика;
- выход карты на наушники используется для посыла плейбэка через дополнительный микшер в уши барабанщику.
Далее я поясню преимущества данной схемы.
Все компоненты соединяются между собой кучкой проводов. На любой площадке желательно иметь в запасе несколько десятиметровых аудио-кабелей, а также всевозможные переходники папа/мама с 3.5/6.3 Jack на XLR и обратно, моно/стерео и т.д, так как все пульты разные. Не забываем про питание ноутбука и микшера...
Раньше все это хозяйство хранилось в сумке. На площадке приходилось тратить время, чтобы раскидать все по порядку, распутать провода, подключиться, а после концерта собрать обратно. На гигах и фестах это зачастую выглядит так: сначала ты подключаешь все на саундчеке. После чека звукач просит тебя все убрать со сцены, т.к. оборудование будет мешать или его могут повредить. Нужно все отсоединить, так как можно неудачно отломить торчащий штекер. Затем перед выступлением у тебя есть несколько минут, чтобы заново все разложить, подключить, перепроверить работоспособность и молиться — лишь бы где не глюкануло. Ну и по завершении выступления все участники группы идут на фотосессию с фанатами, а ты опять остаешься собирать свое барахло...
А что если?...
Короче, заняло это пару месяцев, но результат того стоил.
В качестве основы я взял итальянский ударопрочный герметичный пластиковый кейс. Обычно такие стоят около 10-12 тр, но на Авито у одного замечательного чела из Чебоксар я удачно купил новый кейс за 5900р.
- Внешние размеры: 464 х 366 х 176 мм
- Внутренние размеры: 426 х 290 х 159 мм
- Глубина кейса: 114 мм
- Глубина крышки: 45 мм
- Вес: 2,78 кг.
К сожалению, звуковая карта UMC204HD не поместилась поперек кейса — не хватило буквально пары миллиметров! Пришлось ставить вдоль.
Для ее закрепления и использовал пару магнитных держателей для телефона. Держится достаточно крепко, а при необходимости всегда можно снять.
К слову, для того, чтобы элементы крепко держались на гладком полипропиленовом пластике, пользуйтесь специальным праймером для двустороннего скотча.
Рядом я закрепил мини-микшер. К сожалению, сколько не примерял, так и не смог найти приемлемое место для своего Behringer XENYX 502, который несомненно хорош и де-факто стал стандартом для ушного мониторинга барабанщиков. Но для моих целей он слишком большой.
Взамен него сначала взял более компактный стерео/моно четырехканальный мини-микшер с Алиэкспресс, но он сильно фонил на максимальных уровнях, а на средних настройках уровня клика в наушниках не хватало.
Поэтому заменил его на ультракомпактный 4-канальный линейный микшер Behringer MX400. Он более компактный и менее шумящий. Также имеет более компактный блок питания.
Усиления в наушниках хватает для использования на настройках ниже максимальных. Только пришлось перепаять штекер питания на угловой, а также выход на наушники на моно вместо стерео.
Ура! Таким образом, у меня есть свой небольшой микшер, который позволяет выставлять комфортный уровень микса между кликом, подложкой плейбэка, а также мониторинга других инструментов, например подзвучка ударной установки, бас, вокалы и даже микрофон из зала. А то зачастую в своих вакуумных наушниках я плохо слышу происходящее вокруг: о чем там говорят со сцены участники группы, будет ли зал закидывать нас помидорами, а также слабо слышу «железо», из-за чего приходится херачить в барабаны как не в себя, вызывая упреки звукачей.
На последнем гиге я даже не сразу понял, почему на сцене прыгают какие-то чуваки и подпевают с нами :)
Далее, сбоку на стенку я закрепил розетку для питания ноутбука, микшера, а также при необходимости могу подзарядить смартфон.
Кабель для питания вывел через разъем типа IEC-320. Раньше на площадке мне нужно было искать как минимум две розетки. Сейчас же достаточно одной.
Также сбоку вывел XLR разъемы, а провода с помощью оплетки «змеиная кожа» собрал в единую косу.
Внутри все развел максимально короткими кабелями. Практически везде использовал угловые разъемы, чтобы нигде ничего не торчало.
Для крепления ноутбука купил алюминиевую подставку, которая может складываться и менять свой угол. Закрепил на дно кейса с помощью гаек Эриксона.
40 метров аудиокабеля отлично помещаются сверху:
А на крышку кейса закрепил магнитный держатель для телефона — он на концерте обычно валяется где-то на полу, рискуя быть раздавленным скачущим по сцене нашим гитаристом.
Кстати, однажды этот жирдяй так прыгал, что вся сцена шаталась, а я с трудом попадал в тарелки :)
Короче, вот такой получился кейс. Теперь, чтобы подключиться к площадке, мне достаточно открыть кейс, кинуть один провод на 220В и два на подложку, и все! Очень удобно!
Всем удачи, и слушайте хорошую музыку!
+21 |
1850
56
|
+99 |
2321
55
|
+25 |
1206
51
|
стабильно каждый месяц получает свои 1.5-2.5 млн. просмотров, хотя да, имеются колебания в обе стороны
и убрать маты.
В остальном всё отлично.
пс в своё время аналогично озадачивался подбором кейса (уж очень дорогие...) в итоге этот вопрос так и не был решён, но отпал сам собой (ситуация и задачи изменились)
любой техник расскажет сотни историй как ходили и искали отвалы, хорошо если не в самые ответственные моменты это случалось и было чем по быстрому это дело заменить
Как-то играли возле порохового завода, а в том районе спецслужбы вокруг все начисто глушат. Звукач долго боролся со своим беспроводным XR18 и все грешил на наши беспроводные нюксы.
слышал, что используют точки Ruckus, вроде с ними нормально.
За обзор спасибо — было интересно.
P.S. филологические бедняги, как вас мат-то напугал! Как в реальной жизни живете? Не страшно? На вершине своих моральных устоев не мерзнете?
P.P.S. Автору — да, лучше убрать это дело — ибо по правилам здесь должно быть без него и все картинки после ката, а то жалко — снесут ведь ни за хвост собачий.
Как говорил наш преподаватель, «мат — это всего три слова: мужской половой орган, женский и сам процесс».
Третий вариант у вас еще в тексте присутствует )
бросилсясо сцены в гримерку )Отвлеклись, что касается технического вопроса, автор молодец. Доступность разъёмов для изготовления коммутации, радует глаз! Можно заказать на Али. Но главное желание, а это у автора не отнять! Я так понимаю, порталы на сцене не ваши, вам выделяют пару входов на микшере. В 1990 г, начиная собирать голосовой аппарат, ничего подобного не было, рэки под усилители, обработки делал из финской фанеры и дсп. Цены на всё были конские. Для работы всю коммутацию делал сам. Сейчас поставил бы на акустику спиконы с удовольствием. Переходники с джека на кэнон, вечером покажу фото. Времена меняются, и вам молодым, остаётся белая зависть с моей стороны. В мои года «фанера» летела над Россией. Кассетные деки, затем минидисковые аппараты, DAT- деки. Кто-то ставил на сцене ноутбук, это уже был прогресс! Удачи вашему коллективу!
Мне много лет, но все же считаю, что если кто не понимает и не воспринимает что-то современное, то значит он безнадежно отстал. Жизнь так устроена. Я пока еще гонюсь за ней, хочется быть вечно молодым.
Например, многие не воспринимают арты нейросетей. А мне нравится самому генерить тексты песен с помощью ИИ и слушать его аранжировки. Вероятно, в будущем станет привычным генерить свой личный плейлист с помощью нейросеток.