УМЗЧ Амфитон-А1-01. Обзор из разряда «разломано руками».
Рассчитано на увлечённых радиолюбителей.
Интересных фото мало, а занудства много.
1. Волею судьбы, а по другому и быть не может, 5 декабря 2020 попал ко мне в руки большой чёрный грязный усилитель Амфитон-А1-01.
Тайна его похождений, естественно, неизвестна.
Более-менее полная информация об этом усилителе есть на
странице.
Основные технические характеристики от производителя:
Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-20000 Гц: ±1,5 дБ
Сопротивления подключаемых АС: 4 Ом
Номинальная мощность: 20 Вт на 4 Ом
Коэффициент нелинейных искажений: 0,3%
Коэффициент гармоник в диапазоне 40-12500 Гц: 0,3%
Коэффициент общих интермодуляционных искажений: 0,6%
Усилитель достался мне в нерабочем состоянии:
Снял верхнюю крышку: все узлы на месте; проводов, порезанных кусачками, не видно.
Любопытство взяло верх: воткнул усь в розетку и нажал
капу кнопку включения: трансформатор натужно загудел, и со стороны выходных усилителей пошёл дымок.
Выдернул шнур из розетки и приступил разборке.
2. К чему вся эта возня с нерабочим усилителем:
— хобби
— получить донор корпус+радиаторы для постройки усилителя JLH 1969
— оживить каналы выходного (оконечного) усилителя мощности, сделать интересующие замеры, послушать немного и… разобрать
— написать обзор на PlusPda
Следует пояснить, почему не ставилась задача восстановить усилитель.
Конструктив усилителя ну очень неудобный: чтобы извлечь из корпуса радиаторы с закрепленными на них платами каналов, пришлось разобрать половину усилителя (чтобы добраться к некоторым винтиками крепления), отпаять входные цепи и откусить бокорезами все остальные провода, подходящие к платам.
Зачем всё резать? Да потому, что иначе восстановить каналы не получится: к платам УМ, установленным в корпусе, невозможно подлезть ни щупами, ни паяльником.
Во вторых, восстанавливать-проверять все остальные узлы усилителя нет ни желания, ни времени.
Плюс ко всему, никакого интереса они не представляют: регулировки тембров и баланса в домашнем сетапе отсутствуют как класс.
Примечание: в сетапе коммутация и регулирование громкости обеспечивается устройством на базе специализированной
микросхемы TI PGA2311
PGA2311 прячется в безымянном устройстве:
3. Восстановление каналов УМ.
Схема:
Напряжение питания, согласно реальным замерам, +-30 В.
Вот они платы оконечного УМ после извлечения из корпуса:
Сгоревшие эмиттерные резисторы:
И конденсаторы, на которых виден год изготовления «1983».
На шильдике усилителя — 1984.
Список деталей, которые были заменены:
— электролитические конденсаторы C2 и C6
— мощные транзисторы (на КТ818ГМ и КТ819ГМ)
— эмиттерные резисторы R32 и R33
Удалены элементы:
— R3 и R8 (балансировка нуля, об этом ниже);
— VD9, VD10, R26, R27 (т.е. упразднил защиту по току, всё равно не спасла каналы от выгорания).
Остальные полупроводники и некоторые почерневшие резисторы, на удивление, были исправны.
4. Блок питания усилителя Амфитон-А1-01.
Качество сборки трансформатора никакое.
Плюс
ссылка на видео.
Жужжит не очень громко и даже работает. Для эксперимента сгодится.
А вот это уродство (диодный мост из четырёх диодов КД202 на плате защиты) питало весь усилитель:
Было вырезано бокорезами и выброшено
в пропасть.
Для питания тестового стенда собрал на проводах мост BR610 и пара конденсаторов 10000 мкФ*63В:
5. Патологии, обнаруженные в схеме.
Ляп №1. Балансировка нуля на выходе УМ обеспечивается элементами R3, R4, R5, R6, R8, C8.
Работает эта балансировка коряво: то ли электролит C8 начал протекать, то ли плохой контакт подстроечного резистора R6, но по выходу каждого канала наблюдалась странная болтанка.
Поэтому и в этой схеме Амфитон-А1-01, и в схеме
Амфитон-У-101М эти элементы были удалены.
Без них на выходе каналов УМ получилось в пределах 30 мВ без болтанки. Имхо, нормально.
По нормальному, ставится интегратор (операционный усилитель), и на выходе сразу имеем смещение в пределах единиц милливольт. Дёшево и надёжно.
Ляп №2. Источник тока (ИСТ) на транзисторе VT8.
Реальное значение тока ИСТ -около 6 мА (падение напряжения 0,75В на R19=120 Ом).
При питании схемы +-30 В мощность на коллекторе VT8
0,19 Вт!
Для корпуса TO-92 (в СССР данный тип корпуса носил обозначение КТ-26) мощность 0,2 Вт — явный перегиб.
Типичное значение теплового сопротивления переход-окружающая среда для корпуса TO-92 составляет 200 К/Вт.
Температура перехода Т = 40°C + 0,2Вт * 200К/Вт = 80 ( °C)
+40°C — это температура в закрытом корпуса усилителя при условии, что +30°C в квартире.
А что удивляться?
В наших краях за бортом в тени бывает почти +42°C
А в квартире при работающем кондиционере +28..30 °C.
До предельной температуры перехода 125 °C не дотянули.
В обычных бытовых условиях платы покрываются слоем пыли или шерстью домашних любимцев.
Плюс закрытый корпус и отсутствие принудительного обдува.
После чего тепловые режимы внутри корпуса изменяются самым непредсказуемым образом.
А если заботливый пользователь накроет усилитель красивой узорной тряпочкой (чтобы пыль вовнутрь не попала) или других компонентов сверху нагромоздит, то…
Бесспорно, серийные усилители работали, но
в других аналогичных схемах в ИСТ с тепловыделением >0,15 Вт разработчики ставили транзисторы помощнее (КТ815, КТ817).
Реальная история с моей работы.
Главный инженер НПП, в котором я работал в 90-х, имел привычку в начале каждого рабочего дня выполнять обход лабораторий, позадавать вопросы разработчикам, выдать указания и т.д.
На моём рабочем столе стоял рабочип прототип 4-канального пневмо-электропреобразователя (0-100 кПа -> 4-20 мА).
В ИСТ стояли обычные КТ817Г, просто запаянные в плату, т.е. без всяких радиаторов.
Мощность на каждом КТ817Г — 0,25 Вт. Если потрогать их пальцами, они были ощутимо горяченькие.
Что и сделал главный инженер: потрогал.
(Часть текста удалена цензурой.)
После чего мне вставили клизму выдали ЦУ немедленно установить транзисторы в корпусе ТО-220, т.к. на плате попросту не было места, чтобы добавить радиаторы. Да и первая партия плат для приборов лежала уже готовая на складе.
После этого случая долго хихикали о том, как главный инженер получил «ожог» от четверти ватта. )))
Для чистоты эксперимента я оставил ИСТ без изменений.
Естественно, в схеме Амфитон-У-101М эта ошибка исправлена. )
Ляп №3. Отсутствие предохранителей в цепях питания оконечных усилителей.
При пробивании выходных транзисторов ток (от линии +30В на линию -30В) идёт почти без ограничений.
К чему это приводит, смотрите на фото выше.
Сэкономили на предохранителях. (
Ляп №4. Почему защита по току (VT10 и VT11 с обвязкой) не спасла схему от выгорания.
Да всё просто.
Из-за того, что «оптимизаторы» подняли напряжение питания каналов с +-22,5В до +-30В и вместо КТ818-819 в корпусах ТО-3 поставили «облегчённый вариант» в корпусах ТО-220, транзисторы попросту получили тепловой пробой.
Смотрим справочник:
Считаем:
пиковая мощность на коллекторе
при комплексной нагрузке 3 Ом
Pк = 0,5 * ( 30*30 / 3 Ом ) = 150 Вт
Всё, транзисторам крышка.
Ляп №5. Конденсаторы по питанию оконечный УМ.
Тут экономия во всей красе.
По паре электролитов 2200 мкФ*63 на каждой плате УМ.
Т.е. суммарно 4400 мкФ по плюсовой полярности и 4400 мкФ по минусовой.
Без комментариев.
6. Дальше всё обычно.
Фото с рабочего места:
Слева можно заметить корпус
ламповой защиты.
Тестовый стенд с установленными двумя каналами:
7. Замеры и прослушивание.
Выход УМ (перереходный процесс при включении):
Приемлемо.
Коэффициент гармоник (ЛК) без нагрузки:
С нагрузкой 4 Ом:
Коэффициент гармоник (ПК) без нагрузки:
С нагрузкой 4 Ом:
Почему получился четырёхкратный разброс по Кг между каналами, честно скажу, не знаю.
УМ честно уложился в заявленные производителем 0,3 %.
Скорость нарастания выходного напряжения без нагрузки:
С нагрузкой 4 Ом:
В обоих случаях 5 В/мкс, что и было определено в программе моделирования
для усилителя Амфитон-У-101 (те же 5 В/мкс):
Теперь, чтобы послушать восстановленные каналы УМ, всего два пути:
1) снова запихнуть их в корпус, подпаивая проводники и нецензурно ругаясь;
2) оставить восстановленные каналы УМ на тестовом стенде и в таком виде послушать.
Как человек
разумный ленивый, выбрал вариант №2. ))
Этажерка (снизу — нижняя часть корпуса усилителя с блоком питания, сверху — тестовый стенд) была перемещена поближе к сетапу и установлена на две табуретки.
Прослушивание состоялось 7.12.2020 при минимальном количестве «слухачей» (всего двое).
Субъективно усилитель Амфитон-А1-01 — самый обычный УМЗЧ, равно как его заводские собратья Амфитон-У-101 и Амфитон-У-002.
Думаю, всему виной частотная коррекция, выполненная с запасом. Поэтому и скорость нарастания всего 5 В/мкс.
В области НЧ ситуация улучшилась (всё-таки пара новеньких 10000 мкФ в БП).
8. Площадь радиаторов в УМЗЧ Амфитон-У-101 и Амфитон-А1-01.
Есть мнение, что в интернете есть всё. Не верьте этому. ©
Потребовалось мне как-то найти данные по радиаторам усилителя Одиссей-010: не нашёл.
Фото радиаторов из УМЗЧ Амфитон-А1-01:
Характеристики:
— размеры 270*80*25 мм
— высота рёбер 18 мм
— толщина основания 7 мм
— полная площадь 1160 кв. см
Формулы для расчёта площади радиатора:
9. Выводы:
УМЗЧ Амфитон-А1-01 — типичный продукт электронной промышленности бывшего СССР.
Соответствует заявленным характеристикам.
По звуку — ничего выдающегося.
За 15-20уе получаем набор запчастей для опытного радиолюбителя: корпус, радиаторы, печатные платы, что-то из радиодеталей.
И трансформатор, с гулом которого можно повоевать.
Чтобы получить бОлее интересный звук, не достаточно в старом усилителе просто поменять электролиты на новые.
Потребуется или полностью перелопатить схему, или вообще заменить УМ на другой, по звучанию которого есть
достоверная информация.
О чужих мнениях.
Пиар TDA7294 начался, когда интернет ещё не пришёл в наши дома.
Отзывы об этой микросхеме — только положительные.
Начитавшись хвалебных отзывов, мой коллега, в компании которого было прослушивание Амфитона-А1-01, слентяйничал и собрал усилитель на TDA7294. Мечта для лентяев: ПП 5*5см, микросхема и щепотка обвязки.
Свежесобранный усилителем слушали вдвоём.
По результатам совместного прослушивания микросхема TDA7294 была признана уг была раз и навсегда занесена в чёрный список.
А история для нас двоих стала показательной.
Так что будьте осторожны, прислушиваясь к чужому мнению. ;)
Не врут только измерительные приборы.
Всем удачных экспериментов и запусков усилителей.
«Чем дороже, тем лучше» ©
А постоянные мелкие косяки в виде шуршащих переменников, горящих транзисторов, конденсаторов, постоянно меняющих свои параметры, из-за чего вся эта адская конструкция постоянно шипела, хрустела, булькала сводили радость обладания девайсом на нет.
Отец в свое время хотел продать весь комплект и купить обычный музыкальный центр (девяностые-с).
Благо, настоял, и усилятор был заменён на нормальную ямаху, с которой колонки (амфитоны, тоже не без косяков) нормально спелись, после чего все проблемы забылись.
Электроника 204 шумела больше, маяк меньше, бобинник нота был самый крутой, но усилитель все равно добавлял ещё сверху.
«Один из очень хороших» это что-нибудь из Sansui, из старших Technics, да и европейский HiFi уже тогда был очень и очень сильный.
А это не «хороший», это «доступный в условиях когда ничего другого нет». А это все же разные вещи.
т.е. собственно детали и инструмент составляли пару процентов от всего ассортимента.
Оригинал лежит на полке дома, сдох один канал и прихватил с собой нч динамик в 35ас, скорее всего из-за фигового контакта в подстроечнике регулировки тока покоя
Мне битлы тоже не понравились, когда сосед по телефону напел.
или качество компонентов уг
или намудрил с бп
или намудрил с сигнальной землей
или… продолжить по желанию.
7294 звучит прекрасно. всяко лучше любого советского хлама
А то я уж было испугался!
М/б, действительно, ТС подделка попалась?
Кстати, так и не нашёл пока оригинал.
В нерезиновую из-за ковида пока не ездил.
Можно использовать разве что как донор корпуса/иногда трансформатор *если собран не утром в понедельник*.
Сугубо имхо.
В моём кассетнике конца 70-х «Весна 201 стерео» единственным по-настоящему качественным элементом была японская стеклоферритовая головка.
НО: одномоторные ЛПМ с 2-мя дохлыми пассиками на кассету, их резина буквально стекла вниз и всё измазала. Каплевидные останки 4-х пассиков ещё отмыть надо со шкивов, для чего капитальная разборка ЛПМ нужна. А иначе детонация вырастет.
Внутри аппарат лёгкий и пустой, маховик тонвала меньше, чем у «Электроники-302». Даже трансформатора питания нет, всё снизу по шлейфу идёт. Масса 2,4 кг всего, главная плата электроники занимает только 1/3 корпуса по глубине.
УВ позорный, начинается не с полевика или AD745, а с плюшевого ОУ NJM2068.
АЧХ на металлич. плёнке до 17 кГц всего, хром 16к, железо 15к.
Коэфф.детонации 0,12% WRMS (±0,19% WPEAK)
С вегалаба: «Японские кассетные деки, даже со сквозным каналом и примитивной механикой имеют паспортную детонацию (WRMS) ниже, чем у советских первокласников, а реально подвывание слышно на слух».
Никакой легендарной японской надёжности нет в помине, как и у дохлых телевизоров Sony тринитрон 2002 г. 29" массой 69 кг (Made in Spain, все детали Japan).
То что везли в СССР должно было быть а) подешевле в закупе б) полегче весом в) поменьше в габаритах, чтобы побольше влезло и легче везти.
И «двухкассетник Aiwa» уж точно никогда высокочественной аудиотехникой не являлся.
кассетным HiFi занимались тогда Akai, Teac, Nakamichi. Кое-что было в отдельных нишах у старших Sony, Technics.
Но поди ж ты, «ковырял он двухкассетник Aiwa» и «сложил мнение о японской технике». :-D
крутыхподпольных студиях звукозаписи как «рабочие лошадки» пиратов XX века.www.cassettedeck.org/aiwa/xk-s7000
Может эта фирма на закате кассетной эры свой наработанный авторитет монетизировала («спускала») выпуском дешёвки.
Весь тот музцентр в сборе весит >31 кг, «экономия на спичках» не очень понятна.
Силовой трансформатор вдали от головки воспроизведения теоретически плюс, т.к. фонит меньше, чем в компонентных деках.
Вот там хорошо сказано:
stereo.ru/qa/o6sj7-razobrat-ne-razbornuyu
«Из-за 2 голов дека перестаёт считаться винтажом? Кроме предтопа и верхних в линейках аппаратов больше нормальной техники не выпускали? Даже с шильдиком made in japan? Ведь во времена кассетной эпохи за бугром очень не у многих были такие, что же это получается, кассеты слушали не правильно на пике популярности носителя? Ведь „правильно“ было не всем по карману…
Нет, ну раз Вы сказали, Вам явно виднее, Вы и на студии работали, срочно пойду сливать свой акай на авито и брать накамичу 1000zxl… Больше, по видимому нормальных дек не выпускали, остальное не звучит.»
vk.com/topic-16293923_31786514
Виктор Титов 21 сен 2016 в 12:36
«У меня AIWA Z9400M c 1997 года. Все работает, менял два раза пассики на деке. С аппаратом нет никаких проблем.»
Владимир Пучков 27 сен 2016 в 20:40
«У меня была AIWA Z 2600 в 95 году, для тех времен было круто. Очень быстро накрылся лентопротяг а там и диск накрылся. Хотя звучал пышно и драйвово но к HIFI отношения не имеет на мой взгляд.»
P.S. Я ещё магнитофоны Вега МДП-122 чинил, они солиднее сделаны, но датчики Холла летели в прямом приводе.
он скорее о том, что по одному и очевидно бюджетному представителю кассетной техники нехорошо приклеивать ярлык к всему спектру выпускаемой в стране восходящего солнца аппаратуры.
Щётки в нём перепаял только лет через 12 непрерывной эксплуатации :)
361-е были желтоватее или красноватее (от завода зависело) и с более округлыми углами. А 315 оранжевые и угловатые.
Так что тут бы я не рискнул…
Кстати о КТ807:
подробнее на сайте 155ла3
Какое-то время даже раздумывал заменить им, выменянным у приятеля, японский коллекторный, на порядок попроще.
Однако здравый рассудок возобладал и эта оригинальная советская разработка со сложной платой управления из крайне низкопробного гетинакса с отслаивающимися уже прямо с завода дорожками так и осталась валяться в ящике)
Может паять надо было уметь? Или руки поправить?
Почему у меня отслаивались только после 3-4 пайки?
Эк вы СССР то ненавидите либеральной любовью! Аж кушать не можете и клеветой занимаетесь.Из раскулаченных будете? Солже-ницин вицин?
Вход одного канала записи был рядом с генератором стирания-подмагничивания. Происходил его перегруз ВЧ частотой от генератора и плюс интермодуляционные искажения записываемого сигнала.
Там ещё и дорожки эти шли по плате и были очень длинные.
Виноват, ошибочка моя.
Вот за что он в блок попал?
Текст:
Наверное я спутал, память.
Вход одного канала записи был рядом с генератором стирания-подмагничивания. Происходил его перегруз ВЧ частотой от генератора и плюс интермодуляционные искажения записываемого сигнала.
Там ещё и дорожки эти шли по плате рядом и были очень длинные.
Виноват, ошибочка моя.
этакого *kirich*а, занявшего свою, до сего момента пустую нишу, в обзорах…
P.S.: И, вообще...-какой-то я сегодня добрый.. :-))
Скоро их уже совсем не останется.
Надо беречь нашу память и восстанавливать такие аппараты.
А корпусов красивых на али предостаточно.
№1 mysku.club/blog/china-stores/75795.html
№2 mysku.club/blog/aliexpress/81223.html
№3 mysku.club/blog/aliexpress/81734.html
Тем более, материалы для него — бесплатные.
10мм лист алюминия, Карл!
Отходы производства ))))))))
ivk-audio.ru/products/24184104
Даже топовые.От стариков тоже надо избавляться? Ну ковидло вам в помощь.
Какое у вас логическое размышление вызвало такой странный вопрос?
Если восстанавливать сохраняя аутентичность, то лучше сразу поместить в витрину музея не тратя сил, потому что в рабочем виде такой аппарат будет не нужен. А если хочется рабочий аппарат то надо быть готовым к тому что останутся только радиаторы, потому что как только начнешь ремонтировать гетинакс моментом облазит.
До чего же убогий монтаж. Про пайку я ваще молчу. Первым делом все надо было пропаять.
Главное
костикорпус есть, остальное нарастет :)Амфитон 002 я воспринимаю как диверсию — малейшее шевеление извилинами подсказывает десятки возможностей в разы снизить расходы на его сборку получив при этом более надежное изделие.
Ключевая разница во внешнем виде, так как в остальном КД202 ничем не хуже.
Все врут © Хаус
Вопрос только в том, насколько сильно :)
а о монтаже мостика (чей это монтаж — второй вопрос)
Новые не жужжали, обычно, если не явный брак.
Не надо вот так явно гнать на советскую электронику, как тут принято.
И Одиссей и Амфитон отлично работали-новые и не бракованные.Пока не сгорали от скачков в сети до 300в.Или перегруза на дискотеках на самодельные колонки монстры.
Довелось мне в молодости на нашу, еще советскую военку поработать. Пока в нашем цеху танталовые конденсаторы на клей сажали, да в печке несколько часов жарили, в соседнем, что «гражданку» клепали, сплошь армянские да тухлые клс-ки тыкали куда ни попадя и абы как. Про качество монтажа вообще молчу.
Каждый месяц им премии за перевыполнение, а нас на ковер к начальству — «почему вы вместо 10Ом поставили 100Ом? Может, вы диверсант? Вы хотите подорвать могущество и ...» бла-бла-бла в общем.
Результат — наша военная продукция была тяжеленная, надежная и неубиваемая, а продукция соседнего цеха после отсева большой части брака кочевала с рекламациями же по разным там «Юным техникам» да по свалкам.
В принципе звук даже нравился, по крайней мере на мой неискушенный слух больше чем обычные усилители, но монтаж был откровенно совковый…
Точно такие как у Вас на фото еще где-то в середине 80 использовал, а уж сколько раз ремонтировал…
Можно огласить список с какими транзисторными сравнивали?
«Усилитель основан на широко известной микросхеме LM3886. Глубокая ОС достигается путём добавления ещё одного, „более высококачественного“ ОУ. Таким образом глубина ОС на 20KHz достигает 70dB и больше на более низких частотах.
Для сравнения у обычного включения LM3886 с Ку=12 глубина ОС на 20KHz всего около 30dB. Т.е. глубина ОС в звуковом диапазоне у данного усилителя минимум на 40dB (в 100 раз) больше, чем у стандартного включения и соответственно потенциально искажения в звуковом диапазоне на столько же меньше.
© Николай Швыдкий aka Nick»
www.pcbway.com/project/shareproject/___________________ZD_50.html
Но у кого получается лучше (в плане деталей и разводки) собрать усилитель на 7294, а у кого то элэмка оказывается в более качественной обвязке :-)
Собрал усилок на tpa3116d2, погонял, поёт.
Достал Электронику УК 003, сравнил звук.
Восстанавливаю Электронику…
В остальном ЛПМ там беспроблемен.
Что-то помнится поглюкивало в управлении, но там все более-менее очевидно.
Немного смазал и подрегулировал.
Ну или ознакомтесь с ЛПМ японских видаков типа Сони-поздний Панасоник, Айва и прочие самвсунги.
ЗЫ. Дизайн нравился.
Хотя в принципе да, ерунда выходит, если транзистор полностью открыт, то на нем почти ничего не рассеивается, а если на половину, то ток будет меньше.
Да, 75 Вт как бы больше допустимых 60. Но показанные на схеме трансформатор, достаточно тонкие провода питания просто не в состоянии будут выдать 10 А без просадки. Поэтому, в реальности мы вполне укладываемся в 60 Вт.
Да и указанная ситуация с чисто индуктивной нагрузкой может возникнуть в только лишь в узком диапазоне частот и при работе на максимальной мощности. То есть, надо банально слушать чистый синус на максималке.
Могу предположить, что ситуация может ухудшиться лишь при подаче на вход прямоугольного сигнала с крутыми фронтами. Но в реальной музыке такого практически нет. Если только слушать ZX-Spectrum, опять же, на максималке.
У меня в юности был Одиссей с гудящим трансформатором. Я недолго думая накапал не него стеарин с горящей свечи и стало тихо.
Даже в обратную сторону более. И замена кондёров ему не сильно поможет. Звук — жесть, во всех смыслах.
И тут не промазали.
Странно, сегодня я со всем согласен.
Что-то надо делать...:)
кажется совсем недостойной, потому что этот упомянутый усилитель — просто лютый отстой по сравнению с обозреваемым Амфитоном.
по схемотехнике, КПД, симметрии и остальному.
его нужно, наверное, собрать каждому радиолюбителю, как в принципе полезно в детстве сломать ногу, упав с крыши гаража, чтобы после всю остальную жизнь соизмерять свои возможности и риски.
но одно дело собрать JLH 1969 из мусора, оставшегося от сгоревшего ATX БП, и другое — погубить ради этого неплохой, хотя и устаревший морально, Амфитон.
А Амфитоны по сути были вариацией на тему услилителей из журнала Радио 80х годов, только приспособленые к серийному производству. Результат на выходе оказался весьма посредственый, поскольку адаптация к производству заключалась в том что никакого подбора деталей в принципе быть не могло и схема должна была работать с любыми серийными деталями соответствующими схеме, поэтому не надо удивляться странным схемотехническим решениям, адаптация исходной схемы под абы какие детали имеет иногда весьма причудливые решения.
Помнится на местном РУСе показывали коробку новых П210 — h21э у них был от 1 до 3 >_< Логично что работать они нормально просто не могли)
Но времена проходят, и вдруг унылые амфитоны становятся «легендарными». Ну ок…
Я б на это время тратить не стал. Купил вот некоторое время назад NAD 304 сопоставимых годов выпуска (и совсем дёшево тоже), была идея заменить электролиты, почистить переменные резисторы и подстроить всё согласно сервис-мануалу, потому что уползло ж всё наверняка. Но он, гад, настолько нормально работает, что его и открывать не хочется даже.
А советские изделия были всеми длкументами укомплектованны.
Гугл и «NAD 304 service manual»
Найдете за пару секунд.
А вот техника профессиональная имела полнейший комплект документации. Говорю как человек, настраивавший и чинивший много этих разных штудеров, сондоров и кинотонов, закупленных ещё советские времена
Профессиональная техника которую Вы чинили, это не то что можно было купить у моряков в порту.
Все что было купленно из-за границы (бытовое), не имело при себе никакой документации.
Да, и я не уверен, стоит ли считать это великим достижением.
С тем аппаратом что я купил, тоже не было вообще никаких документов. Я купил его на ebay и он приехал из Англии один-одинешенек в коробке. Ничего удивительного — я бы тоже не стал 30 с лишним лет инструкции хранить.
Я первым делом посмотрел в интернете документацию — и нашёл всё, включая принципиальные схемы и сервис-мануалы.
Но там были и те user manuals, что прилагались к нему при продаже. Так что то, что никакой документации не было у чего-то, что вы покупали у моряков, фарцовщиков и в комиссионках — это о скорее проблема уровня «Рабинович напел».
Вы неправильно меня поняли. Я Вам пишу про прошедшее время 1970-1980 годы, а не про сегодняшнее.
Не было в то время интернета…
На момент покупки с рук (тогда) Вы бы не получили( схему и т д )кроме самого аппарата.
А сейчас да, можно найти в инете документы на те аппараты.
Только самих аппаратов трудно найти
Другое дело, что у вас не было возможности купить официально — но вот это действительно другой вопрос.
www.radiomuseum.org/r/telefunken_magnetophon_partysound_m.html
Куплен предком в Париже в 1974 г.
Внутри японские детали, транзисторы Sanyo в основном, кремний на входе, германий на выходе. Так с ним шла инструкция на англ+нем языках (двухцветная сине-чёрная на глянцевой бумаге) + перевод на русский на пиш. машинке, без иллюстраций на обычной матовой бумаге. Не знаю кто его сделал, но всё понятно и толково переведено.
Схема там тоже сразу была.
Верьте мне, у меня первая профессия, даже записанная в трудовую — «слесарь-сборщик радиоаппаратуры», два года отпахал там, и знаю совсем не понаслышке про то, как выглядела «внутри» пресловутая советская «оборонка» на ее «гражданских» конвейерах.
А уж «настройка» этих «режимов работы»… Круть туды, о, норм, вроде завелось, паехала к следующему по конвейеру, И не вздумай браковать слишком много, без премии цех оставить хочешь?
И по режимам работы — попробуйте найти какой ток должен быть на выходных транзисторах Амфитона 002? У меня в паспорте вообще не указано, люди которые удосужились померить в живую обнаруживали 2-6ма и это для КТ818 КТ819. Интересен этот вопрос и в отношении транзисторов предрайверов и драйверов, установленные токи намного ниже оптимальных для КТ814 КТ815 КТ816 КТ817, от чего и так не лучшие транзисторы совсем плохо работают на малом сигнале.
именно потому, что предшествующие каскады будут изменять (при конкретно малом токе покоя — увеличивать) отпирающее напряжение так. чтобы на выходе был минимум отклонений от (усиленного) входного с точки зрения его формы.
да, лучше было бы 50-100 мА, наверное, но строго говоря и 5 мА это не класс B ))
Ну и вообще ОС это хорошо, но лучше чтобы искажения и до ее введения были достаточно низкими. Увеличив токи покоя драйверных транзисторов можно было улучшить работу выходного каскада на малых сигналах и повысить его входное сопротивление улучшив работу КУН. А немного изменив схему можно было бы повысить быстродействие даже при тех же самых медленных транзисторах.
Кстати о найди десять отличий, у меня в выходном каскаде стоят 816 817 и 818 819, а по схеме должны быть более «быстрые» 850 851 и 864 865.
до (фото из интернета )
после
Весь прокопчёный, наотрез отказывался включаться, ремонтировать не было никакого желания.Срезал внутренние рёбра радиатора ( болгарка — рашпиль — мелкий напильник — шлифмашинка ), вместо платы — фальшдно.Вполне приличный тор ватт на 250-300 с двумя обмотками по 24 V .«Потроха » вегалабовские, в зависимости от доступности заводских плат — УМ «гибрид » от nikolayms, платы БП и защиты от него же, РГ от antecom готовый в сборе с батарейным питанием, софтстарт самопальный.Работает в качестве компьютерного усилителя на самопальную акустику.
Поэтому я за сохранение этих блоков, но можно добавить переключатель для обхода если так хочется. Замена разъемов и усилителей мощности это несомненно плюс, в советских реалиях нельзя было создать то или другое приемлимого качества.
Эквалайзер должен быть применён только ОДИН раз: звукорежиссёром.
Естественно не глухим.
Далее никаких тембральных обработок НЕ должно быть в принципе.
В быту всякие тембрА-эквалайзеры — это костыли.
Акустическая подготовка помещения поможет уменьшить резонансные пики, но это не избавит от помощи эквалайзера. Совсем избавится от влияния комнаты можно только на открытом пространстве, или в безэховой камере — но есть подозрение что итоговое звучание вам не понравится.
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/37/Gromkost.png
На разной громкости мы по разному слышим различные частоты, то-есть есть всего одна единственная громкость на которой вы в полной мере можете оценить трек. Так что или использовать тонкомпенсацию, или регулировку громкости тоже выкинуть.
Можно объяснить почему тембральной обработки не должно быть в принципе?
Эквализация, тонкомпенсация — да это костыли, необходимые потому что человеческий слух это инвалид и без этих инструментов ему совсем тяжко.
Уши у всех разные.
Тем более с возрастом уменьшается верхний порог слышимых частот.
Характеристики:
Works with 2 x Kodak SAV slide projectors
AV casette recorder with built in dissolve unit
Independent record and replay of audio control tracks to control slide projectors
Show can be made on the Gemini with slides or push button
Pre recorded looped casette with synchpulse can be used
20W audio output
Built in auto-timer fades continuously between 81 slides
Various fade speeds
Beautiful lamp control creates elegant changes
На Авито продают за 8т.р. но думаю реально должно быть где-то тут:
Я бы не сказал что в то время не хватало приборов, конечно звуковых карт еще не было, но генераторы сигналов, осциллографы, анализаторы спектра и измерители искажений которые она сейчас с успехом заменяет были даже в СССР.
Современные усилители и акустика благодаря вытеснению высокотехнологичных компаний с рынка дешевыми китайскими поделиями скатились на такое дно, что советская техника становится даже актуальнее чем была в годы ее создания )))
Продолжение будет?
Вот, хоть убей, не пойму, зачем нужна была вся эта возня. Ради некрофильского обзора?
Я бы ещё понял, если бы существовала надежда восстановить хороший аппарат, но не получилось.
Но заведомо зная, что придётся пустить под нож? И потом, какие там РСB могут пригодиться?
Не жалко же людям время…
Вспоминаются и транзисторники и АС на чём-то попроще, но я с лабухами не очень сильно знаком был.
Она и в некоторых телевизорах стояла.
Вон 6П36С делали спецом под строку, но её пихали и в РА, и в УЗЧ, как и её предка 6П3С.
И вообще разберитесь с понятием «генераторная лампа», видно неофита.
И битвы, где вместе рубились они.
Ваши же предки собирали эти жигули кувалдой бухие под новый год а вы типа жалуетесь на итальянские авто.Ну как сами собрали-так и поехали.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.