Трансформатор выходной ТВЗ-66PP-Universal-М6 для двухтактного лампового усилителя

- Цена: 4600 ₽
- Перейти в магазин
Те, кто когда-либо пытался самостоятельно делать ламповые усилители, уже в курсе, что не имея качественного выходного трансформатора построить качественный усилитель невозможно, каких бы ламп вы ни накупили. Даже применением схемотехнических приемов типа общей обратной связи получить что-то хорошее «на выходе» затруднительно. А когда самостоятельный расчет и намотка выходного трансформатора вызывают ужас и желание больше никогда к лампам не подходить- приходится искать серийные изделия по приемлемой цене. Ниже покажу, что нам предлагает фирма ТЭК.
Лично я, наверное, был бы в состоянии расчитать трансформатор- благо литературы по этому делу больше чем отбавляй, хотя на данный момент я понятия не имею как это делается. Может, даже смогу что-то намотать при большом желании. Но вот чего я точно не смогу- это собрать его так, чтоб он при этом не гудел как улей (если силовой) или не пел громче колонок (если выходной). По крайней мере все мои попытки сделать приличный трансформатор всегда упирались именно в эту проблему. Посему сдался и купил серийный.
Трансформаторы выпускаются в двух версиях- открытой и залитой. Катушки состоят из двух одинаковых половинок, что логично технологически.
Трансформатор расчитан на применение с лампами малой и средней мощности- такими как 6п6с/6п1п, 6п14п, 6ф3п, 6ф6с- и подобными, наиболее распространенными среди самодельщиков. Думаю, его даже с 6н7с можно подружить. Для более мощных ламп типа 6п3с фирма предлагает другое изделие- ТВЗ-100PP-Universal, но он значительно дороже (вдвое). Если вспомнить, что такие вещи покупаются не поштучно, а попарно- становится совсем печально…
Трансформатор «универсален» тем, что имеет по два отвода от каждой первичной полуобмотки- 22% и 40%, для ультралинейного включения ламп. 22%- для 6п6с/6п1п, 40%- для остальных ламп (хотя это значение не является оптимальным, в справочниках обычно приводится величина в 43%).
Точного значения числа витков в обмотках фирма не приводит, но зато приводит величину соотношения витков- для правильного подбора приведенного сопротивления. Каждая вторичная полуобмотка состоит из трех равных частей, возможные коэффициенты трансформации: 1/45.5, 1/30.33, 1/22.75 при различном включении вторичных «половинок». Приведенное сопротивление получается порядка 8 кОм, если много- то существует версия ТВЗ-66PP-Universal-М6-5К, с приведенным порядка 5 кОм.
Схема подключения на сайте совсем кошмарная, потому я перерисовал в более привычном виде:

Рабочий диаппазон частот заявлен вообще фантастический, и даже приводится АЧХ на постоянной нагрузке, но с честной оговоркой: эта АЧХ была снята в конкретной схеме с конкретной лампой, а именно- с 6п6с в ультралинейном включении (каковое является разновидностью местной обратной связи). Способность хорошо работать на самых низких частотах обусловлена тем, что трансформатор намотан на импортном трансформаторном железе марки М6.
Ну вот так он выглядит живьем:

Серьезный трансформатор. Толстенький, увесистый. Но и без гигантомании. Габаритные размеры соответствуют заявленным. Трансформатор пропитан лаком, включая обмотки. Это не очень хорошо, но, учитывая что изделие серийное- придется «понять и простить», парафином сейчас уже нигде не пропитывают. Насколько железо фирменное и М6- мне неведомо, но пластины достаточно тонкие, примерно 0.3мм. На трансформаторе нет никаких логотипов, никаких золотых письмён по серебряной фольге- лишь простенькая бумажная наклейка. «Ты платишь не за наши понты- ты платишь только за наше изделие».
Вид сбоку. Наклейка с нумерацией выводов, и заодно указанием который для чего. Выводы выполнены в виде ушек- очень удобно подпаивать провода. Проволоки обмоток к ушам, кстати, припаяны очень качественно- нет ни следов флюса, ни признаков дешевого припоя. Сделано именно так, как надо.
Трансформатор комплектуется крепежными уголками. Причем уголки прикручены латунными винтиками через пластиковые втулочки, а не просто абы как. Если надо закрепить трансформатор на шасси «выводами в подвал»- уголочки можно легко открутить.
Замерять индуктивности обмоток я даже не пытался. У меня два прибора, оба типа «тестер китайский на атмелловском процессоре», и оба при попытке обмерять большую индуктивность показывают погоду на Марсе. Для таких вещей нужен поверенный прибор из списка госреестра- у меня такого нет.
Потому- перехожу сразу к эспериментам. Что я буду использовать:
1. Звуковая карта самодельная, на чипе РСМ2900, без выходного фильтра (но с буфером на всякий случай), с файлом частотной калибровки- радиолюбительская классика.
2. ПО Arta.
3. Постоянный резистор 8 Ом в качестве нагрузки.
4. Пары ламп: 6п6с, 6ф6с, 6п3с. Трансформатор не предназначался для 6п3с, но это не означает что он не может с ними работать. Да, приведенное сопротивление высоковато (лучше бы взять версию на 5К), но это не катастрофа. И надо помнить, что обмотки расчитаны на рабочий ток до 50 мА- и лучше его по возможности не превышать.
Все лампы имеют идентичную цоколевку- потому такой набор, для удобства замены. В остальном: на анодах примерно 280 вольт. Смещение- фиксированое, для удобства подстройки токов плеч выходного каскада при каждой замене ламп (а замен ожидается много). Кроме того- фазоинвертор также имеет возможность подстройки плеч. Эта функция достаточно полезна- подстройка делается по минимуму искажений на выходе усилителя (а вовсе не по равенству сигналов в плечах). Слава разработчикам- Arta умеет показывать THD. Также грубую подстройку можно произвести по минимальной громкости «пения» выходного трансформатора (лайфхак Древних). Таким образом- я могу уже особо не заморачиваться подбором ламп во всякие пары/квартеты. Общей обратной связью я макет охватывать не буду- для чистоты эксперимента (на самом деле просто лень возиться с настройкой).
АЧХ я буду снимать не на максимальной мощности, а на «рабочей»- то есть на той, которая соответствует комфортной громкости повседневного прослушивания. Меня сейчас мощность вообще не особо интересует- пускай хоть полватта будет, главное чтоб красиво! Ламповые усилители не для мощности, а для звука. ;) Пока меня интересует только АЧХ.
Лампу 6п6с буду считать «основной»- поскольку ТЭК приводит АЧХ именно для нее. АЧХ остальных ламп дам в сравнении с АЧХ 6п6с в том или ином включении «при прочих равных».
Для начала попробую псевдотриодное включение ламп.

С любой лампой примерно одинаково. Одинаково плохо. :( Низких частот хватает, а на высоких завал.
Если все так плохо- откуда у производителя такая красивая АЧХ нарисована? Ну, на сайте честно написано, что она для схемы на 6п6с в ультралинейном включении. Пробую.
Ну вот, совсем другое дело! Уже похоже на график с сайта. Низких стало чуть поменьше, зато высокие даже с подъемчиком небольшим.
Ок, надо сравнить с остальными лампами. Но есть один нюанс… Если для 6п3с все понятно- «подключать к отводу 40%», как учит справочник, то для 6ф6с я не нашел вообще нигде рекомендованого отвода для ультралинейного включения. Даже на зарубежных форумах. Многие спрашивают, а никто не знает. Придется выяснять экспериментальным путем.
Умные книги учат нас, что ультралинейный режим обеспечивает минимум искажений. У меня два отвода- 22% и 40%, выбор небогатый. Я пробовал подключать вторые сетки 6ф6с к тем или иным отводам «при прочих равных», и балансировкой фазоинвертора добиваться минимума искажений. Вот что вышло:
УЛ 22% THD = 0.23%
УЛ 40% THD = 0.13%
Итого делаю вывод, что «ультралинейно» надо включать 6ф6с «как большинство ламп», и в этом плане заменой 6п6с (как многие пишут на форумах) она не является.

6п3с и 6ф6с опять примерно одинаковы, причем уже приемлемо. Все еще присутствует небольшой завал на высоких частотах, но уже не критичный.
Вот что интересно: вторые сетки 6п3с и 6ф6с подключены к отводу 40%, а у 6п6с- к отводу 22%. Получается, «чем ближе к пентодному включению- тем больше высоких»? Ок, сажаю вторые сетки на «плюс питания» и проверяю.

Ну да, так и есть. И опять все графики примерно одинаковые. Лампам 6ф6с было плохо- я сильно превысил максимально допустимое напряжение на второй сетке. Лампы не померли, и ради истины выдержали все издевательства, но лучше так все-таки не делать.
Я это всё, кстати, отслушал. Графики вроде одинаковые, а звучание получается разное. Ламповая магия? Об этом- в «послесловии».
Итого: для любимого народом псевдотриодного включения ламп трансформатор имхо не подходит (лично мне «верхов» сильно не хватало, хотя формально завал всего в полтора Дб). В ультралинейном- как повезет. Если лампы включать пентодами- отличный результат во всех случаях, даже без общей обратной связи (хотя на максимальной мощности искажений, конечно, многовато). Причем, что интересно, уровень низких частот от включения к включению практически не меняется, а вот зависимость высокочастотной области АЧХ от включения лампы прямая и явная.

А как у изделия обстоят дела с повторяемостью? У меня два трансформатора. Причем по некоторым мелким признакам я склонен полагать, что они даже из разных партий. Буду сравнивать! Для чистоты эксперимента нужен режим, чтоб совсем без обратной связи, даже местной. Триодный мне не интересен во всех случаях, значит- пентодный.
Расхождение между экземплярами есть, но самое минимальное. Буквально 0.3 дБ в самом худшем случае, а так- примерно 0.1 Дб. На мой взгляд- очень хорошая повторяемость. По крайней мере ни одна пара акустических систем такого совпадения никогда не даст.
Итого: могу вынести вердикт, что трансформатор вполне годный. «Низов» там хватает с избытком- качественное железо делает свое дело. С «верхами» чуть хуже- то ли плохое секционирование, то ли пропитка лаком портит картину… тем не менее- «верха» получить вполне можно. Если посмотреть на графики «в цифрах»- видно, что неравномерность АЧХ по всему диапазону «в пентоде и УЛ» вполне укладывается в +-0.5Дб, просто я очень требовательный.
Цена трансформатора, конечно, уже высоковата, но альтернативы считай нет. Дешевле только трансформаторы из радиол. Намотка по вашим параметрам на заказ- тоже дешевле, но уже не существенно. Ценники на телевизионные ТВЗ-1-6 ныне совершенно неадекватны (я видел на авито даже по 7 тысяч за штуку). За ту же сумму что «шестьдесят шестой»- только китайцы, а, как известно, самые популярные в мире фразы- «I love you» и «Made in China», и обе абсолютно ничего не гарантируют.
У ТЭКа вы купите честный трансформатор, и действительно вполне универсальный- который можно использовать с различными лампами, добиваясь хорошего результата практически с каждой.
Лично я, наверное, был бы в состоянии расчитать трансформатор- благо литературы по этому делу больше чем отбавляй, хотя на данный момент я понятия не имею как это делается. Может, даже смогу что-то намотать при большом желании. Но вот чего я точно не смогу- это собрать его так, чтоб он при этом не гудел как улей (если силовой) или не пел громче колонок (если выходной). По крайней мере все мои попытки сделать приличный трансформатор всегда упирались именно в эту проблему. Посему сдался и купил серийный.
Трансформаторы выпускаются в двух версиях- открытой и залитой. Катушки состоят из двух одинаковых половинок, что логично технологически.
Трансформатор расчитан на применение с лампами малой и средней мощности- такими как 6п6с/6п1п, 6п14п, 6ф3п, 6ф6с- и подобными, наиболее распространенными среди самодельщиков. Думаю, его даже с 6н7с можно подружить. Для более мощных ламп типа 6п3с фирма предлагает другое изделие- ТВЗ-100PP-Universal, но он значительно дороже (вдвое). Если вспомнить, что такие вещи покупаются не поштучно, а попарно- становится совсем печально…
Трансформатор «универсален» тем, что имеет по два отвода от каждой первичной полуобмотки- 22% и 40%, для ультралинейного включения ламп. 22%- для 6п6с/6п1п, 40%- для остальных ламп (хотя это значение не является оптимальным, в справочниках обычно приводится величина в 43%).
Точного значения числа витков в обмотках фирма не приводит, но зато приводит величину соотношения витков- для правильного подбора приведенного сопротивления. Каждая вторичная полуобмотка состоит из трех равных частей, возможные коэффициенты трансформации: 1/45.5, 1/30.33, 1/22.75 при различном включении вторичных «половинок». Приведенное сопротивление получается порядка 8 кОм, если много- то существует версия ТВЗ-66PP-Universal-М6-5К, с приведенным порядка 5 кОм.
Схема подключения на сайте совсем кошмарная, потому я перерисовал в более привычном виде:

Рабочий диаппазон частот заявлен вообще фантастический, и даже приводится АЧХ на постоянной нагрузке, но с честной оговоркой: эта АЧХ была снята в конкретной схеме с конкретной лампой, а именно- с 6п6с в ультралинейном включении (каковое является разновидностью местной обратной связи). Способность хорошо работать на самых низких частотах обусловлена тем, что трансформатор намотан на импортном трансформаторном железе марки М6.
Ну вот так он выглядит живьем:




Замерять индуктивности обмоток я даже не пытался. У меня два прибора, оба типа «тестер китайский на атмелловском процессоре», и оба при попытке обмерять большую индуктивность показывают погоду на Марсе. Для таких вещей нужен поверенный прибор из списка госреестра- у меня такого нет.
Потому- перехожу сразу к эспериментам. Что я буду использовать:
1. Звуковая карта самодельная, на чипе РСМ2900, без выходного фильтра (но с буфером на всякий случай), с файлом частотной калибровки- радиолюбительская классика.
2. ПО Arta.
3. Постоянный резистор 8 Ом в качестве нагрузки.
4. Пары ламп: 6п6с, 6ф6с, 6п3с. Трансформатор не предназначался для 6п3с, но это не означает что он не может с ними работать. Да, приведенное сопротивление высоковато (лучше бы взять версию на 5К), но это не катастрофа. И надо помнить, что обмотки расчитаны на рабочий ток до 50 мА- и лучше его по возможности не превышать.
Все лампы имеют идентичную цоколевку- потому такой набор, для удобства замены. В остальном: на анодах примерно 280 вольт. Смещение- фиксированое, для удобства подстройки токов плеч выходного каскада при каждой замене ламп (а замен ожидается много). Кроме того- фазоинвертор также имеет возможность подстройки плеч. Эта функция достаточно полезна- подстройка делается по минимуму искажений на выходе усилителя (а вовсе не по равенству сигналов в плечах). Слава разработчикам- Arta умеет показывать THD. Также грубую подстройку можно произвести по минимальной громкости «пения» выходного трансформатора (лайфхак Древних). Таким образом- я могу уже особо не заморачиваться подбором ламп во всякие пары/квартеты. Общей обратной связью я макет охватывать не буду- для чистоты эксперимента (на самом деле просто лень возиться с настройкой).
АЧХ я буду снимать не на максимальной мощности, а на «рабочей»- то есть на той, которая соответствует комфортной громкости повседневного прослушивания. Меня сейчас мощность вообще не особо интересует- пускай хоть полватта будет, главное чтоб красиво! Ламповые усилители не для мощности, а для звука. ;) Пока меня интересует только АЧХ.
Лампу 6п6с буду считать «основной»- поскольку ТЭК приводит АЧХ именно для нее. АЧХ остальных ламп дам в сравнении с АЧХ 6п6с в том или ином включении «при прочих равных».
Для начала попробую псевдотриодное включение ламп.


Если все так плохо- откуда у производителя такая красивая АЧХ нарисована? Ну, на сайте честно написано, что она для схемы на 6п6с в ультралинейном включении. Пробую.

Ок, надо сравнить с остальными лампами. Но есть один нюанс… Если для 6п3с все понятно- «подключать к отводу 40%», как учит справочник, то для 6ф6с я не нашел вообще нигде рекомендованого отвода для ультралинейного включения. Даже на зарубежных форумах. Многие спрашивают, а никто не знает. Придется выяснять экспериментальным путем.
Умные книги учат нас, что ультралинейный режим обеспечивает минимум искажений. У меня два отвода- 22% и 40%, выбор небогатый. Я пробовал подключать вторые сетки 6ф6с к тем или иным отводам «при прочих равных», и балансировкой фазоинвертора добиваться минимума искажений. Вот что вышло:
УЛ 22% THD = 0.23%
УЛ 40% THD = 0.13%
Итого делаю вывод, что «ультралинейно» надо включать 6ф6с «как большинство ламп», и в этом плане заменой 6п6с (как многие пишут на форумах) она не является.


Вот что интересно: вторые сетки 6п3с и 6ф6с подключены к отводу 40%, а у 6п6с- к отводу 22%. Получается, «чем ближе к пентодному включению- тем больше высоких»? Ок, сажаю вторые сетки на «плюс питания» и проверяю.


Я это всё, кстати, отслушал. Графики вроде одинаковые, а звучание получается разное. Ламповая магия? Об этом- в «послесловии».
Итого: для любимого народом псевдотриодного включения ламп трансформатор имхо не подходит (лично мне «верхов» сильно не хватало, хотя формально завал всего в полтора Дб). В ультралинейном- как повезет. Если лампы включать пентодами- отличный результат во всех случаях, даже без общей обратной связи (хотя на максимальной мощности искажений, конечно, многовато). Причем, что интересно, уровень низких частот от включения к включению практически не меняется, а вот зависимость высокочастотной области АЧХ от включения лампы прямая и явная.

А как у изделия обстоят дела с повторяемостью? У меня два трансформатора. Причем по некоторым мелким признакам я склонен полагать, что они даже из разных партий. Буду сравнивать! Для чистоты эксперимента нужен режим, чтоб совсем без обратной связи, даже местной. Триодный мне не интересен во всех случаях, значит- пентодный.

Итого: могу вынести вердикт, что трансформатор вполне годный. «Низов» там хватает с избытком- качественное железо делает свое дело. С «верхами» чуть хуже- то ли плохое секционирование, то ли пропитка лаком портит картину… тем не менее- «верха» получить вполне можно. Если посмотреть на графики «в цифрах»- видно, что неравномерность АЧХ по всему диапазону «в пентоде и УЛ» вполне укладывается в +-0.5Дб, просто я очень требовательный.
Цена трансформатора, конечно, уже высоковата, но альтернативы считай нет. Дешевле только трансформаторы из радиол. Намотка по вашим параметрам на заказ- тоже дешевле, но уже не существенно. Ценники на телевизионные ТВЗ-1-6 ныне совершенно неадекватны (я видел на авито даже по 7 тысяч за штуку). За ту же сумму что «шестьдесят шестой»- только китайцы, а, как известно, самые популярные в мире фразы- «I love you» и «Made in China», и обе абсолютно ничего не гарантируют.
У ТЭКа вы купите честный трансформатор, и действительно вполне универсальный- который можно использовать с различными лампами, добиваясь хорошего результата практически с каждой.
Одна дешевая альтернатива
Прежде чем купить ТВЗ-66РР-М6, я экспериментировал с серийными трансформаторами советского производства. Зелеными и «военными». Меня заинтересовала схема дифференциального включения Комарова:
Вместо ТН или ТАН я купил четыре штуки ТПП-256-127/220-50 У этого трансформатора крайне удачный набор обмоток, а железо, в общем, то же самое что и в ТН/ТАН.
Тем не менее- приличного результата из этих трансформаторов я так и не выжал. В триодном и ультралинейном включениях очень сильный завал по краям диаппазона. Слушать это оказалось совершенно невозможно. А вот в пентодном- завал только по НЧ, а на ВЧ, наоборот- сильный подъем.
Как ни странно, на мой личный слух это оказалось вовсе не так противно как я ожидал, даже формально в разброс +-3Дб укладывается. Но с ТВЗ-66РР-М6, конечно, не идет ни в какое сравнение. Однако, для желающих тоже помучаться привожу схему включения этих трансформаторов. Отдельно для первичных и вторичных обмоток- для удобства чтения:
Вообще под дифференциальное включение годятся многие серийные трансформаторы версий 127/220, если набор вторичных обмоток позволяет получить требуемое значение приведенного сопротивления.
Вместо ТН или ТАН я купил четыре штуки ТПП-256-127/220-50 У этого трансформатора крайне удачный набор обмоток, а железо, в общем, то же самое что и в ТН/ТАН.
Тем не менее- приличного результата из этих трансформаторов я так и не выжал. В триодном и ультралинейном включениях очень сильный завал по краям диаппазона. Слушать это оказалось совершенно невозможно. А вот в пентодном- завал только по НЧ, а на ВЧ, наоборот- сильный подъем.


Послесловие
Всех, конечно, жутко волнует вопрос «А как оно звучит». Хорошо оно звучит, даже отлично! И одновременно наоборот- плохо звучит, терпеть невозможно. Когда я читаю на форумах, как вроде бы опытные люди всерьез обсуждают «какая лампа как звучит»- у меня возникает испанский стыд недоумение.
Поясняю. В прежних статьях я говорил, что у лампового усилителя достаточно высокое выходное сопротивление по сравнению с транзисторным, и оно вовсе даже близко не равно омическому вторичной обмотки трансформатора, как многие ошибочно думают. Оно гораздо выше- и зависит не только от примененных ламп, но и от схемы их включения. А у акустики кроме омического сопротивления есть еще и импеданс- сопротивление переменному току. И этот вот импеданс- очень нелинейный. Выходное сопротивление усилителя образует с импедансом нелинейный делитель напряжения, существенно искажающий АЧХ. Когда у вас три разных лампы в трех разных включениях- фактически у вас уже девять разных усилителей, и каждый со своей тембральной окраской («звуком»). А добавьте туда еще две-три разных акустических системы… количество вариантов «звука» сами считайте. Как тут можно что-то обсуждать?!
Показываю наглядно, на примере своих акустических систем Focal Chorus 706. Хай они поработают нагрузкой (без каких-либо «прослушиваний»)- покажу АЧХ даже не по звуковому давлению, а чисто по напряжению на клеммах АС. Когда у вас транзисторный усилитель- там почти ровная горизонтальная линия «от 20 до 20». А когда ламповый- получается вот такая картина:
Разные схемы включения ламп- разное выходное сопротивление усилителя, но все равно большое. Разная АЧХ по напряжению на клеммах, разное звуковое давление на одних и тех же частотах- разный «звук». Если вы используете в одном и том же режиме разные лампы с разным внутренним сопротивлением- будет то же самое, поэтому все три лампы пентодами у меня «звучали» по-разному.
Что понравится вам лично и что не понравится- зависит от ваших акустических систем. И той схемы, по которой вы включите лампы. И от тех ламп, которые вы используете. Экспериментируйте- трансформатор это позволяет.
Поясняю. В прежних статьях я говорил, что у лампового усилителя достаточно высокое выходное сопротивление по сравнению с транзисторным, и оно вовсе даже близко не равно омическому вторичной обмотки трансформатора, как многие ошибочно думают. Оно гораздо выше- и зависит не только от примененных ламп, но и от схемы их включения. А у акустики кроме омического сопротивления есть еще и импеданс- сопротивление переменному току. И этот вот импеданс- очень нелинейный. Выходное сопротивление усилителя образует с импедансом нелинейный делитель напряжения, существенно искажающий АЧХ. Когда у вас три разных лампы в трех разных включениях- фактически у вас уже девять разных усилителей, и каждый со своей тембральной окраской («звуком»). А добавьте туда еще две-три разных акустических системы… количество вариантов «звука» сами считайте. Как тут можно что-то обсуждать?!
Показываю наглядно, на примере своих акустических систем Focal Chorus 706. Хай они поработают нагрузкой (без каких-либо «прослушиваний»)- покажу АЧХ даже не по звуковому давлению, а чисто по напряжению на клеммах АС. Когда у вас транзисторный усилитель- там почти ровная горизонтальная линия «от 20 до 20». А когда ламповый- получается вот такая картина:

Что понравится вам лично и что не понравится- зависит от ваших акустических систем. И той схемы, по которой вы включите лампы. И от тех ламп, которые вы используете. Экспериментируйте- трансформатор это позволяет.
Самые обсуждаемые обзоры
+47 |
2389
64
|
+112 |
4246
177
|
+32 |
1100
37
|
Плюс бубнение на басах и неработающий фазоинвертор. Ага… Божественный звук…
Кстати, на Ш- и П-образных сердечниках тоже ведь можно выполнить намотку по всей поверхности, приблизив их к «торам». С современными ЧПУ-станками это должно быть не сложно.
Трансформаторы в звуковом диапазоне линейными получаются?
Скорее всего, виноваты толстые пластины: 0,3мм. Это толсто для хорошего звукового транса. ПРоизводитель тупо взял железо от ширпотребных сетевых трансов. Незачёт.
А пропитка парафином лучше, но всё равно ухудшит характер звука трансформатора (я не имею в виду акустический шум)? Видимо автор не просто так в паре мест упоминает о вреде пропитки…
Сам-то я лет 35 назад по книжке рассчитывал и мотал трансформаторы, но много времени и памяти ушло с тех пор...)) И это были трансформаторы блоков питания и там думаю специфика другая.
Позже я нашел выход из положения, я искал и перематывал с О-образным разрезанным сердечником.
Выходное сопротивление лампы, делает его похожим на каменный ИТУН, что способствует уменьшению искажений по звуковому давлению.
Но для многополосной акустики надо по усилителю на динамик, а тут уже лучше и дешевле каменный…
А если ещё и фильтра цифровые, то любую акустику в идеал по АЧХ и ФЧХ можно вывести.
на русском про ИТУН
К тому-же улучшение более заметно на «плохих» динамиках, подтягивая их звучание на уровень «хороших», при прочих равных условиях
P.S. базовое отличие «плохих» от «хороших», наличие медного кольца в моторе.
Надо показывать где завал на 3 дБ и маштаб делать соответствующий.
Сразу видно что вы в институте не учились, или сейчас так «учат».
А знаете, когда мне про лампочки эти рассказывают, я фильмы о зомби вспоминаю. Это такие покойники, которых реанимировать пытаются и заставить приносить ну очень большую пользу.
Вообще, есть ещё такое «фотографировать на плёнку». Из той же области. Хотя, там хоть рациональное зерно временами просматривается.