Авторизация
Регистрация

Напомнить пароль

Трансформатор выходной ТВЗ-66PP-Universal-М6 для двухтактного лампового усилителя

Те, кто когда-либо пытался самостоятельно делать ламповые усилители, уже в курсе, что не имея качественного выходного трансформатора построить качественный усилитель невозможно, каких бы ламп вы ни накупили. Даже применением схемотехнических приемов типа общей обратной связи получить что-то хорошее «на выходе» затруднительно. А когда самостоятельный расчет и намотка выходного трансформатора вызывают ужас и желание больше никогда к лампам не подходить- приходится искать серийные изделия по приемлемой цене. Ниже покажу, что нам предлагает фирма ТЭК.

Лично я, наверное, был бы в состоянии расчитать трансформатор- благо литературы по этому делу больше чем отбавляй, хотя на данный момент я понятия не имею как это делается. Может, даже смогу что-то намотать при большом желании. Но вот чего я точно не смогу- это собрать его так, чтоб он при этом не гудел как улей (если силовой) или не пел громче колонок (если выходной). По крайней мере все мои попытки сделать приличный трансформатор всегда упирались именно в эту проблему. Посему сдался и купил серийный.

Трансформаторы выпускаются в двух версиях- открытой и залитой. Катушки состоят из двух одинаковых половинок, что логично технологически.
Трансформатор расчитан на применение с лампами малой и средней мощности- такими как 6п6с/6п1п, 6п14п, 6ф3п, 6ф6с- и подобными, наиболее распространенными среди самодельщиков. Думаю, его даже с 6н7с можно подружить. Для более мощных ламп типа 6п3с фирма предлагает другое изделие- ТВЗ-100PP-Universal, но он значительно дороже (вдвое). Если вспомнить, что такие вещи покупаются не поштучно, а попарно- становится совсем печально…

Трансформатор «универсален» тем, что имеет по два отвода от каждой первичной полуобмотки- 22% и 40%, для ультралинейного включения ламп. 22%- для 6п6с/6п1п, 40%- для остальных ламп (хотя это значение не является оптимальным, в справочниках обычно приводится величина в 43%).
Точного значения числа витков в обмотках фирма не приводит, но зато приводит величину соотношения витков- для правильного подбора приведенного сопротивления. Каждая вторичная полуобмотка состоит из трех равных частей, возможные коэффициенты трансформации: 1/45.5, 1/30.33, 1/22.75 при различном включении вторичных «половинок». Приведенное сопротивление получается порядка 8 кОм, если много- то существует версия ТВЗ-66PP-Universal-М6-5К, с приведенным порядка 5 кОм.

Схема подключения на сайте совсем кошмарная, потому я перерисовал в более привычном виде:

Рабочий диаппазон частот заявлен вообще фантастический, и даже приводится АЧХ на постоянной нагрузке, но с честной оговоркой: эта АЧХ была снята в конкретной схеме с конкретной лампой, а именно- с 6п6с в ультралинейном включении (каковое является разновидностью местной обратной связи). Способность хорошо работать на самых низких частотах обусловлена тем, что трансформатор намотан на импортном трансформаторном железе марки М6.

Ну вот так он выглядит живьем:
Серьезный трансформатор. Толстенький, увесистый. Но и без гигантомании. Габаритные размеры соответствуют заявленным. Трансформатор пропитан лаком, включая обмотки. Это не очень хорошо, но, учитывая что изделие серийное- придется «понять и простить», парафином сейчас уже нигде не пропитывают. Насколько железо фирменное и М6- мне неведомо, но пластины достаточно тонкие, примерно 0.3мм. На трансформаторе нет никаких логотипов, никаких золотых письмён по серебряной фольге- лишь простенькая бумажная наклейка. «Ты платишь не за наши понты- ты платишь только за наше изделие».
Вид сбоку. Наклейка с нумерацией выводов, и заодно указанием который для чего. Выводы выполнены в виде ушек- очень удобно подпаивать провода. Проволоки обмоток к ушам, кстати, припаяны очень качественно- нет ни следов флюса, ни признаков дешевого припоя. Сделано именно так, как надо.
Трансформатор комплектуется крепежными уголками. Причем уголки прикручены латунными винтиками через пластиковые втулочки, а не просто абы как. Если надо закрепить трансформатор на шасси «выводами в подвал»- уголочки можно легко открутить.

Замерять индуктивности обмоток я даже не пытался. У меня два прибора, оба типа «тестер китайский на атмелловском процессоре», и оба при попытке обмерять большую индуктивность показывают погоду на Марсе. Для таких вещей нужен поверенный прибор из списка госреестра- у меня такого нет.

Потому- перехожу сразу к эспериментам. Что я буду использовать:
1. Звуковая карта самодельная, на чипе РСМ2900, без выходного фильтра (но с буфером на всякий случай), с файлом частотной калибровки- радиолюбительская классика.
2. ПО Arta.
3. Постоянный резистор 8 Ом в качестве нагрузки.
4. Пары ламп: 6п6с, 6ф6с, 6п3с. Трансформатор не предназначался для 6п3с, но это не означает что он не может с ними работать. Да, приведенное сопротивление высоковато (лучше бы взять версию на 5К), но это не катастрофа. И надо помнить, что обмотки расчитаны на рабочий ток до 50 мА- и лучше его по возможности не превышать.

Все лампы имеют идентичную цоколевку- потому такой набор, для удобства замены. В остальном: на анодах примерно 280 вольт. Смещение- фиксированое, для удобства подстройки токов плеч выходного каскада при каждой замене ламп (а замен ожидается много). Кроме того- фазоинвертор также имеет возможность подстройки плеч. Эта функция достаточно полезна- подстройка делается по минимуму искажений на выходе усилителя (а вовсе не по равенству сигналов в плечах). Слава разработчикам- Arta умеет показывать THD. Также грубую подстройку можно произвести по минимальной громкости «пения» выходного трансформатора (лайфхак Древних). Таким образом- я могу уже особо не заморачиваться подбором ламп во всякие пары/квартеты. Общей обратной связью я макет охватывать не буду- для чистоты эксперимента (на самом деле просто лень возиться с настройкой).

АЧХ я буду снимать не на максимальной мощности, а на «рабочей»- то есть на той, которая соответствует комфортной громкости повседневного прослушивания. Меня сейчас мощность вообще не особо интересует- пускай хоть полватта будет, главное чтоб красиво! Ламповые усилители не для мощности, а для звука. ;) Пока меня интересует только АЧХ.
Лампу 6п6с буду считать «основной»- поскольку ТЭК приводит АЧХ именно для нее. АЧХ остальных ламп дам в сравнении с АЧХ 6п6с в том или ином включении «при прочих равных».

Для начала попробую псевдотриодное включение ламп.
С любой лампой примерно одинаково. Одинаково плохо. :( Низких частот хватает, а на высоких завал.

Если все так плохо- откуда у производителя такая красивая АЧХ нарисована? Ну, на сайте честно написано, что она для схемы на 6п6с в ультралинейном включении. Пробую.
Ну вот, совсем другое дело! Уже похоже на график с сайта. Низких стало чуть поменьше, зато высокие даже с подъемчиком небольшим.

Ок, надо сравнить с остальными лампами. Но есть один нюанс… Если для 6п3с все понятно- «подключать к отводу 40%», как учит справочник, то для 6ф6с я не нашел вообще нигде рекомендованого отвода для ультралинейного включения. Даже на зарубежных форумах. Многие спрашивают, а никто не знает. Придется выяснять экспериментальным путем.
Умные книги учат нас, что ультралинейный режим обеспечивает минимум искажений. У меня два отвода- 22% и 40%, выбор небогатый. Я пробовал подключать вторые сетки 6ф6с к тем или иным отводам «при прочих равных», и балансировкой фазоинвертора добиваться минимума искажений. Вот что вышло:
УЛ 22% THD = 0.23%
УЛ 40% THD = 0.13%
Итого делаю вывод, что «ультралинейно» надо включать 6ф6с «как большинство ламп», и в этом плане заменой 6п6с (как многие пишут на форумах) она не является.
6п3с и 6ф6с опять примерно одинаковы, причем уже приемлемо. Все еще присутствует небольшой завал на высоких частотах, но уже не критичный.

Вот что интересно: вторые сетки 6п3с и 6ф6с подключены к отводу 40%, а у 6п6с- к отводу 22%. Получается, «чем ближе к пентодному включению- тем больше высоких»? Ок, сажаю вторые сетки на «плюс питания» и проверяю.
Ну да, так и есть. И опять все графики примерно одинаковые. Лампам 6ф6с было плохо- я сильно превысил максимально допустимое напряжение на второй сетке. Лампы не померли, и ради истины выдержали все издевательства, но лучше так все-таки не делать.
Я это всё, кстати, отслушал. Графики вроде одинаковые, а звучание получается разное. Ламповая магия? Об этом- в «послесловии».

Итого: для любимого народом псевдотриодного включения ламп трансформатор имхо не подходит (лично мне «верхов» сильно не хватало, хотя формально завал всего в полтора Дб). В ультралинейном- как повезет. Если лампы включать пентодами- отличный результат во всех случаях, даже без общей обратной связи (хотя на максимальной мощности искажений, конечно, многовато). Причем, что интересно, уровень низких частот от включения к включению практически не меняется, а вот зависимость высокочастотной области АЧХ от включения лампы прямая и явная.

А как у изделия обстоят дела с повторяемостью? У меня два трансформатора. Причем по некоторым мелким признакам я склонен полагать, что они даже из разных партий. Буду сравнивать! Для чистоты эксперимента нужен режим, чтоб совсем без обратной связи, даже местной. Триодный мне не интересен во всех случаях, значит- пентодный.
Расхождение между экземплярами есть, но самое минимальное. Буквально 0.3 дБ в самом худшем случае, а так- примерно 0.1 Дб. На мой взгляд- очень хорошая повторяемость. По крайней мере ни одна пара акустических систем такого совпадения никогда не даст.

Итого: могу вынести вердикт, что трансформатор вполне годный. «Низов» там хватает с избытком- качественное железо делает свое дело. С «верхами» чуть хуже- то ли плохое секционирование, то ли пропитка лаком портит картину… тем не менее- «верха» получить вполне можно. Если посмотреть на графики «в цифрах»- видно, что неравномерность АЧХ по всему диапазону «в пентоде и УЛ» вполне укладывается в +-0.5Дб, просто я очень требовательный.

Цена трансформатора, конечно, уже высоковата, но альтернативы считай нет. Дешевле только трансформаторы из радиол. Намотка по вашим параметрам на заказ- тоже дешевле, но уже не существенно. Ценники на телевизионные ТВЗ-1-6 ныне совершенно неадекватны (я видел на авито даже по 7 тысяч за штуку). За ту же сумму что «шестьдесят шестой»- только китайцы, а, как известно, самые популярные в мире фразы- «I love you» и «Made in China», и обе абсолютно ничего не гарантируют.
У ТЭКа вы купите честный трансформатор, и действительно вполне универсальный- который можно использовать с различными лампами, добиваясь хорошего результата практически с каждой.

Одна дешевая альтернатива
Прежде чем купить ТВЗ-66РР-М6, я экспериментировал с серийными трансформаторами советского производства. Зелеными и «военными». Меня заинтересовала схема дифференциального включения Комарова:
Вместо ТН или ТАН я купил четыре штуки ТПП-256-127/220-50 У этого трансформатора крайне удачный набор обмоток, а железо, в общем, то же самое что и в ТН/ТАН.
Тем не менее- приличного результата из этих трансформаторов я так и не выжал. В триодном и ультралинейном включениях очень сильный завал по краям диаппазона. Слушать это оказалось совершенно невозможно. А вот в пентодном- завал только по НЧ, а на ВЧ, наоборот- сильный подъем.
Как ни странно, на мой личный слух это оказалось вовсе не так противно как я ожидал, даже формально в разброс +-3Дб укладывается. Но с ТВЗ-66РР-М6, конечно, не идет ни в какое сравнение. Однако, для желающих тоже помучаться привожу схему включения этих трансформаторов. Отдельно для первичных и вторичных обмоток- для удобства чтения:
Вообще под дифференциальное включение годятся многие серийные трансформаторы версий 127/220, если набор вторичных обмоток позволяет получить требуемое значение приведенного сопротивления.


Послесловие
Всех, конечно, жутко волнует вопрос «А как оно звучит». Хорошо оно звучит, даже отлично! И одновременно наоборот- плохо звучит, терпеть невозможно. Когда я читаю на форумах, как вроде бы опытные люди всерьез обсуждают «какая лампа как звучит»- у меня возникает испанский стыд недоумение.

Поясняю. В прежних статьях я говорил, что у лампового усилителя достаточно высокое выходное сопротивление по сравнению с транзисторным, и оно вовсе даже близко не равно омическому вторичной обмотки трансформатора, как многие ошибочно думают. Оно гораздо выше- и зависит не только от примененных ламп, но и от схемы их включения. А у акустики кроме омического сопротивления есть еще и импеданс- сопротивление переменному току. И этот вот импеданс- очень нелинейный. Выходное сопротивление усилителя образует с импедансом нелинейный делитель напряжения, существенно искажающий АЧХ. Когда у вас три разных лампы в трех разных включениях- фактически у вас уже девять разных усилителей, и каждый со своей тембральной окраской («звуком»). А добавьте туда еще две-три разных акустических системы… количество вариантов «звука» сами считайте. Как тут можно что-то обсуждать?!

Показываю наглядно, на примере своих акустических систем Focal Chorus 706. Хай они поработают нагрузкой (без каких-либо «прослушиваний»)- покажу АЧХ даже не по звуковому давлению, а чисто по напряжению на клеммах АС. Когда у вас транзисторный усилитель- там почти ровная горизонтальная линия «от 20 до 20». А когда ламповый- получается вот такая картина:
Разные схемы включения ламп- разное выходное сопротивление усилителя, но все равно большое. Разная АЧХ по напряжению на клеммах, разное звуковое давление на одних и тех же частотах- разный «звук». Если вы используете в одном и том же режиме разные лампы с разным внутренним сопротивлением- будет то же самое, поэтому все три лампы пентодами у меня «звучали» по-разному.

Что понравится вам лично и что не понравится- зависит от ваших акустических систем. И той схемы, по которой вы включите лампы. И от тех ламп, которые вы используете. Экспериментируйте- трансформатор это позволяет.
Планирую купить +2 Добавить в избранное
+43 +58
свернутьразвернуть
Комментарии (65)
RSS
+
avatar
+28
Одни упорно ломают копья на лампах, пытаясь найти тот самый «бриллианс», а другие на них зарабатывают.)
+
avatar
+7
  • Leoniv
  • 11 марта 2025, 12:21
Бывает, что ни то, ни другое. Просто это статусно, когда дома стоит ламповый усилитель рядом с проигрывателем винила.
+
avatar
+5
а виниловые обои с напечатаным на них проигрывателем их не заменят?)))
+
avatar
+18
  • dyadya
  • 11 марта 2025, 08:09
Ох уж эти лампадники. Завал 1,5 дБ 20 кГц на резисторе плохо. Зато неравномерность АЧХ 12 дБ на реальной нагрузке норм.
Плюс бубнение на басах и неработающий фазоинвертор. Ага… Божественный звук…
+
avatar
+1
  • Abyr127
  • 11 марта 2025, 08:54
Это вы еще неравномерность по звуковому давлению не видели, причем с транзисторным усилителем. ;)
+
avatar
+4
  • ploop
  • 11 марта 2025, 08:24
Не канон. Нужен бублик.
+
avatar
+3
  • dyadya
  • 11 марта 2025, 08:30
Кстати, да. Стоимость меди настолько доминирует в стоимости трансформатора, а технологии роботизированного изготовления тороидов настолько продвинулись, что тороид и обычный трансформатор примерно сравнялись в себестоимости.
+
avatar
0
  • Barmale
  • 12 марта 2025, 01:10
Комментарий ожидает проверки администрацией сайта. Подробнее...
+
avatar
+3
  • rexen
  • 11 марта 2025, 09:32
Не нужен. Вы не заметили, что бублики в ламповиках в качестве звуковых редко используют? (навскидку только наш BAT могу вспомнить). А потому что они «жёсткие» — достаточно резко влетают в насыщение.
+
avatar
+2
  • ploop
  • 11 марта 2025, 09:40
Так вам звук нужен или вид? Я думал последнее… :)
+
avatar
0
  • IGeras
  • 11 марта 2025, 13:30
А как же «Fezz Audio»?
+
avatar
0
Для этого их режут, делая немагнитный зазор и разбалансируют PP, повышая вторую гармонику. Редко используют по другой причине, дороже в изготовлении.
+
avatar
0
  • rexen
  • 11 марта 2025, 22:00
Странно, что дороже в изготовлении. Станки существуют с прошлого столетия. А меди на торе уходит меньше за счёт лучшего заполнения — мЕньшая средняя длина витка.

Кстати, на Ш- и П-образных сердечниках тоже ведь можно выполнить намотку по всей поверхности, приблизив их к «торам». С современными ЧПУ-станками это должно быть не сложно.
+
avatar
0
У станков ограничения на размеры (для разных — разные станки), универсальные только в рекламе торговцев станками, дороже это. На ПЛ можно мотать как на торе и похожее видео намотки на овалы станков видел.
+
avatar
+4
  • Leoniv
  • 11 марта 2025, 12:13
Вопрос только, как именно его намотать. У тороида пренебрежимо малая индуктивность рассеяния, но высокая паразитная емкость. Конструктивно можно одно на другое разменять. Но это дело тонкое. Выходные тороиды делает Торел, там одно время мотали половинки первички симметрично по полуокружностям, так потом пришлось менять трансформаторы потребителям — был провал на АЧХ около 10 кГц. Существует множество рецептов чередования обмоток, но пробовать все подряд выйдет слишком дорого. Иногда вообще мотают тор секциями.

+
avatar
0
  • Zlny
  • 11 марта 2025, 21:41
А нельзя ли снизить емкость, введя две экранирующие обмотки и заземлив каждую на своей стороне?
+
avatar
+1
  • Leoniv
  • 11 марта 2025, 21:53
Про снижение емкости с помощью экранирующей обмотки — это старый миф. Наоборот, паразитная емкость будет больше, так как экран обычно более плотный, чем обмотка. Конечно, вместо емкости первичка-вторичка будет емкость первичка-земля, но от этого не легче.
+
avatar
+2
Эти трансформаторы вообще в принципе линейными получаются, хотя бы на ламповиках за гугилён-бугилён зелени?
+
avatar
+2
  • romxx
  • 11 марта 2025, 11:28
Ламповые усилители это не про линейность, а про «звуковую магию». Кто-то эту магию ценит (и даже выше «характеристик»), кто-то — нет. Два эти мира, как Запад и Восток, «вместе не сойдутся».
+
avatar
0
Ламповый триод линейнее многих транзисторов.
+
avatar
+3
  • Leoniv
  • 11 марта 2025, 12:20
Без глубокой ООС транзисторы не принято применять, а там картина сильно меняется.
+
avatar
-1
Это уже другое. Просто говорить что лампы и линейность несовместимы, неправильно. Искажения и линейность разные вещи. С искажениями, да, там сильно хуже чем у транзисторов, но и они в основном четные, человеческому уху приятные.
+
avatar
+5
  • Leoniv
  • 11 марта 2025, 14:04
Если говорить не про усилители мощности, а про ламповые предварительные усилители, винил-корректоры, УВ и прочее, то там слышимых гармоник нет, они на уровне сотых процента. Почему там тоже находят ламповый звук — загадка.
+
avatar
0
Лампы пусть делают ламповый звук.
Трансформаторы в звуковом диапазоне линейными получаются?
+
avatar
+12
М-да, сколько подобных трансформаторов было разобрано и выкинуто, из домашней техники и на производстве. По городам и весям везде валялись буквы Ш, а теперь вот раритет, за который просят большие деньги. Кстати, про буквы — поправьте в статьей, КОм режет глаз, приставка «кило-» пишется в нижнем регистре, «кОм». А лампы в советские времена как раз в верхнем регистре маркировали «6П6С»
+
avatar
+3
  • Abyr127
  • 11 марта 2025, 08:53
Комы поправил вроде, лампы править уже лень. Не, ну с другой стороны- весьма радует, что больше не до чего докопаться. ;)
+
avatar
+3
  • rexen
  • 11 марта 2025, 09:38
Как это не до чего? Размеры по фоткам сложно представить. Нет каноничного коробка от спичек или чего-то такого.
+
avatar
+3
  • Skylab
  • 11 марта 2025, 10:28
Намекаете отобрать коробок спичек у олега235? )
+
avatar
+6
Не вздумайте отбирать у Кирича!
+
avatar
+5
Не отбирайте у Олега последнее ))
+
avatar
+2
  • Abyr127
  • 11 марта 2025, 21:32
Ок, добавил фотку с каноничным коробком от спичек. ;)
+
avatar
-1
КОм режет глаз
А мне, наоборот, КОм больше нравится, хоть и не по «канону» — логично, когда приставки, увеличивающие единицы пишутся большими буквами (К, М, Г, Т, ...), а уменьшающие — маленькими (м, мк, н, п).
+
avatar
+4
  • Setjet
  • 11 марта 2025, 09:29
С «верхами» чуть хуже — то ли плохое секционирование, то ли пропитка лаком портит картину…
Т.е. не пропитанный трансформатор будет звучать лучше?
+
avatar
+2
  • rexen
  • 11 марта 2025, 09:35
Нет конечно.
Скорее всего, виноваты толстые пластины: 0,3мм. Это толсто для хорошего звукового транса. ПРоизводитель тупо взял железо от ширпотребных сетевых трансов. Незачёт.
+
avatar
+1
  • Setjet
  • 11 марта 2025, 10:13
Трансформатор пропитан лаком… Это не очень хорошо… парафином сейчас уже нигде не пропитывают.
Хотелось бы всё-же узнать чем именно плоха пропитка лаком.
А пропитка парафином лучше, но всё равно ухудшит характер звука трансформатора (я не имею в виду акустический шум)? Видимо автор не просто так в паре мест упоминает о вреде пропитки…
Сам-то я лет 35 назад по книжке рассчитывал и мотал трансформаторы, но много времени и памяти ушло с тех пор...)) И это были трансформаторы блоков питания и там думаю специфика другая.
+
avatar
+2
  • Leoniv
  • 11 марта 2025, 12:13
Увеличением паразитной емкости.
+
avatar
+1
  • Abyr127
  • 11 марта 2025, 21:35
Лак, парафин и воздух- это диэлектрики. С лаком межвитковая емкость получается наибольшей, что немного портит АЧХ в области ВЧ. По крайней мере я так понял из информации с форумов. Потому- лучше не пропитывать вообще, да, а если пропитывать- то хотя бы парафином (как ТВЗ из телевизоров). Но парафин не термостойкий- потому от него отказались на производстве.
+
avatar
+2
… вывод какой?, делать, не делать на лампах? ., ничего не сказано. Экспериментировать — это, конечно, хорошо, но много ли осталось ещё " ламповых маньяков "? Сейчас на транзисторах можно сотворить усилитель, звучащий не хуже, и зачем этот геморой с ламповыми трансами ( моё личное, никому не навязываемое мнение ).
+
avatar
+1
Не делайте. Ни на лампах, ни на биполярниках. У меня лучший резуьтат получился на полевиках. Это не троллинг, а результат многолетних мучений.
+
avatar
+1
собрать его так, чтоб он при этом не гудел как улей (если силовой) или не пел громче колонок
Ностальгия. Правда я собирал силовые.
Позже я нашел выход из положения, я искал и перематывал с О-образным разрезанным сердечником.
+
avatar
+1
  • Abyr127
  • 11 марта 2025, 21:36
Пробовал перематывать трансформатор на ШЛ (то же самое что и ПЛ по сути). Со стяжкой, склейкой и пропиткой. Где-то с год оно работало аки электронные часы (то есть бесшумно), а потом загудело. После чего я сдался окончательно.
+
avatar
+3
  • DVANru
  • 11 марта 2025, 09:37
Всех, конечно, жутко волнует вопрос «А как оно звучит». Хорошо оно звучит, даже отлично! И одновременно наоборот- плохо звучит, терпеть невозможно. Когда я читаю на форумах, как вроде бы опытные люди всерьез обсуждают «какая лампа как звучит»- у меня возникает испанский стыд недоумение.
+
avatar
+1
  • bazker
  • 11 марта 2025, 18:51
Я видео когда-то смотрел, как сравнивали аудиофильские Ethernet кабеля и слышали различия
+
avatar
+1
Понятия «лампы» и «минимум искажений», конечно, видеть в одном тексте несколько странно. Но интересно, как этот транс покажет себя там, где пресловутый «тёплый ламповый звук» таки есть и работает — после перегруженных, насыщающих звук гармониками каскадов усилителя для электрогитар?..
+
avatar
+2
Не плохой трансформатор, особенно радует большое число выходов до 16 ом, этим производитель предлагает использовать действительно хорошую акустику. Сам обзор великолепный, умный и очень интересный. Автор огромное Вам спасибо, читая Ваш обзор получил истинное удовольствие. Вы проделали огромную работу. Цена несколько завышена, но сейчас других цен просто нет. Устанавливать старые Советские трансы серии «габарит» по методике Комарова допустимо, я сам так пару раз делал, но только если других нет, они здорово рубят басы. На безрыбье и рак рыба.
+
avatar
-1
«Большое число выходов» — как раз и не хорошо.
+
avatar
0
  • 0xFF
  • 11 марта 2025, 10:23
В ценнике нолик лишний
+
avatar
0
  • vovans
  • 12 марта 2025, 00:22
Сказал тот, кто цены на железо и медь смотрел лет 20 назад
+
avatar
+3
  • viktorX
  • 11 марта 2025, 11:26
www.avito.ru/moskva/audio_i_video/starinnyy_mednyy_kabel_1870-1900g._john_roebling_4328037395
Начинать намотку такого трансформатора надо с чистейшей аудиофильной меди, а не с этих ваших вот всяких китайских проводов.
+
avatar
+4
  • Leoniv
  • 11 марта 2025, 12:19
Интересно, какую индуктивность первички показывает на этом трансе RLC-метр? У трансформаторной стали очень сильная зависисмость магнитной проницаемости от поля. Например, если измерить индуктивность первички силового транса, то рассчитанный ток холостого хода получится на порядок больше, чем он есть на самом деле. Поэтому на малом сигнале будет один транс, на большом — совсем другой.

+
avatar
+2
  • tomsky
  • 11 марта 2025, 14:20
Любители тёплого лампового звука не на пустом месте делают вывод.
Выходное сопротивление лампы, делает его похожим на каменный ИТУН, что способствует уменьшению искажений по звуковому давлению.

Но для многополосной акустики надо по усилителю на динамик, а тут уже лучше и дешевле каменный…
А если ещё и фильтра цифровые, то любую акустику в идеал по АЧХ и ФЧХ можно вывести.

на русском про ИТУН
+
avatar
+2
  • tomsky
  • 11 марта 2025, 14:25
Ну не в идеал, но вытащить максимум того на что способны динамики.
К тому-же улучшение более заметно на «плохих» динамиках, подтягивая их звучание на уровень «хороших», при прочих равных условиях
P.S. базовое отличие «плохих» от «хороших», наличие медного кольца в моторе.
+
avatar
0
  • Abyr127
  • 11 марта 2025, 21:40
ИТУНы пробовал шшупать. Там проблема в том, что колонка включается в цепь обратной связи. Если тянуть провода- не оберешься наводок. Я так и не смог победить. :( То есть надо запихивать плату усилителя в колонку, поближе к динамику, иначе фонит… В общем- нормальный ИТУН у меня так и не получился. :(
+
avatar
-3
  • buuu
  • 11 марта 2025, 14:40
Админы удаляют комменты, печально.
+
avatar
0
  • Gruffy
  • 11 марта 2025, 15:08
При масштабе 0,2 дБ всем этим измерениям грош цена.
Надо показывать где завал на 3 дБ и маштаб делать соответствующий.
Сразу видно что вы в институте не учились, или сейчас так «учат».
+
avatar
+1
  • Vingrad
  • 11 марта 2025, 17:13
Интересней всего читать комментарии
+
avatar
+6
  • LePart
  • 11 марта 2025, 19:29
В году так-то 69-м, кажись, сдал я курсовой по расчёту усилителя вместе с действующим усилителем по этому расчёту. За макет сего изделия мне автоматом тогда экзамен зачли. С тех пор ламповую технику — а я ещё её застал! — только на магистрали эксплуатировал. Как же мы легко вздохнули после перехода на транзисторные системы. Ну а первый усилитель ещё в году то ли 63-м, то ли 65-м сотворил.
А знаете, когда мне про лампочки эти рассказывают, я фильмы о зомби вспоминаю. Это такие покойники, которых реанимировать пытаются и заставить приносить ну очень большую пользу.
Вообще, есть ещё такое «фотографировать на плёнку». Из той же области. Хотя, там хоть рациональное зерно временами просматривается.
+
avatar
-2
+
avatar
0
  • DIMAace
  • 11 марта 2025, 19:53
Мне кажется, аудиофилы, это отсюда.
+
avatar
+1
  • chip8
  • 11 марта 2025, 19:57
Автор, у вас колонки не тру ) Это же двухполоски, да? А для лампы нужны широкополосники
+
avatar
0
  • Abyr127
  • 11 марта 2025, 21:42
Конечно не труъ. А еще у меня комната не труъ- гудящая зело. Но поскольку денег на нормальные широкополосы и ремонт хаты нету- приходится вытягивать что-то приличное из того, что есть- вот методом всяких извращений.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.