Прекрасно отдаю себе отчет, что данный обзор носит несколько провокационный характер, но, тем не менее, осознанно попытаюсь столкнуть в противостоянии два усилителя, две концепции, наконец две разных эпохи в аудиотехнике.
Итак, встречайте наших оппонентов:
На стороне светлых эльфов будет выступать достаточно современный усилитель D-класса, основанный на драйверах IRS2092 от Infineon Tecnologies. Конструктивно он выполнен в виде двух небольших плат, каждая из которых работает на свой канал.
Декларируется низкий уровень шумов и искажений, всевозможные встроенные защиты и, наконец, выходная мощность от 300 Вт на канал на 4 Ом при питании ± 50 В.
Вообще, сама микросхема IRS2092 очень хороша тем, что при минимальной внешней обвязке позволяет собрать усилитель с весьма впечатляющими характеристиками. Так, в типовом включении практически всё, что нужно этой малышке из активных элементов — это пара MOSFET-ов на выходе, которые могут работать при приложенном напряжении до ± 100 В выдавая при этом до 500Вт. Вполне себе настоящих и полновесных.
В роли мощных MOSFET-ов в нашем случае выступает сборка IRFI4019H от той же Infineon. Как утверждается, она специально разрабатывалась и оптимизирована для применения в качестве выходных элементов усилителей D-класса.
Питание я выбирал так же импульсное. И эта моя принципиальная позиция при построении данной системы.
Блок выдаёт двухполярное стабилизированное напряжение 48 В.
На темной стороне выступает…
Выступает…
Великий и ужасный усилитель Радиотехника У-101 Стерео с гордой надписью Hi-Fi в названии и честно указанными 20-ю ваттами на канал на его блестящей алюминиевой лицевой панели.
Вообще, должен признаться, что аппарат достался мне практически даром и использовать я его предполагал исключительно в качестве донора корпуса для вышеописанного проекта на IRS2092. Но что-то меня останавливало…
Может что-то в его внешности?
А усилитель достаточно красив. Алюминий, кабинет с отделкой натуральным шпоном, шикарный индикатор. И внутри всё аккуратно и чисто. Да и качество сборки мне понравилось.
Это довольно сложно описать, но в определённый момент появилось чувство, что просто так взять и даже не включив аппарат выкинуть его начинку будет как то несправедливо. Несправедливо по отношению к тем людям, которые его проектировали, собирали и настраивали, вкладывая свой труд и душу.
Да, я знаю про его не самый удачный предусилитель, откровенно слабый блок питания, про неудачную разводку земли, про портящие звук микросхемы коммутатора входов. Но простейшую профилактику то я всё равно могу сделать!
Итак. Кучка выпаянных электролитов на столе. Синусоида. Эквивалент нагрузки. Осциллограф. Кнопка включения. И…
Все работает.
Питание — норма. Уровни на выходе преда и настройка индикатора — норма. Ток покоя — норма. Мощность — полный порядок. Все 20 советских ват на месте и готовы к неравному бою со своим конкурентом.
Со звуком в общем то тоже всё неплохо. Звучание слитное, насыщенное, с хорошим плотным басом. Конечно не без минусов — динамика слегка поджата, детальность средняя, объём скорее угадывается.
Касательно мощности и громкости. В типовой квартире при использовании акустики чувствительностью 90 ДБ максимальный уровень громкости весьма высокий. На пиках сигнала при мощности, близкой к максимальным 20 ватам скорее асоциально высокий… И даже при таких экспериментах искажения отсутствуют, всё контролируемо, чисто и чётко.
Теперь очередь D-класса на IRS2092.
Ну, что сказать?
К сожалению, чуда не случилось. Это не конкурент Радиотехнике. Это аппарат, выступающий совершенно в другой лиге.
Просто сумасшедшая динамика, скорость, драйв. Каждый звук имеет чёткий источник, мгновенно проявляется и так же мгновенно исчезает.
Кроме того, должен отметить, что усилитель имеет очень низкий уровень шумов. И самые тихие моменты прекрасно различимы, они передаются очень деликатно, бережно и естественно.
Что в итоге?
Можно просто включить Радиотехнику, поставить Далиду или Джо Дассена и тихо кайфовать под гипнотическое мерцание его индикатора. Позитив и положительные эмоции гарантированы.
Но только до того момента, пока не доведётся попробовать что-то более серьёзное и современное.
Действительно, умножающий знания умножает печаль. И это именно этот случай.
Вот так медленно, но неотвратимо уходит замечательная эпоха наших отцов. Эпоха людей, технологий, техники.
Получите массу удовольствия.
Ага.
А знаете, в контроллерах импульсных усилителей часто специально делают вход синхронизации.
(цифровые усилители не принято оценивать аналоговыми осциллографами)
2 на вход подали аналоговый сигнал на выходе аналоговый. Должно тоже самое получится на входе и на выходе
Внутри цифра — это по сути импульсный блок питания.Шим модулируемый через dac + dsp.
Эти d-class уже и аналогового входа не имеют. Ввиду ненадобности.
хоть яндых бы спросили :)
да, оно внутре CMOS цифровуха и давно, если не всегда.
И все D-class приличные — это попросту DSP (сюрприз)
цитировать не буду.
напомню, что обсуждаемый вопрос не об усилителях, как таковых, а об их классификации.
т.е. как усилитель класса Д имеет право на существование и существует. Но класс Д != цифровой.
название данного класса придумал француз, а в те времена все старались говорить и писать на своих языках (помню на хоккейных формах фамилии были написаны по русски в СССР), так вот, «цифровой» по-французски «numérique».
(возможно он отметил «d'accord» — «хорошо»)
как то глубоко пофигу кто придумал аббревиатуру и зачем,
С чего вы взяли что d = digital не знаю, но опять таки, без разницы, хотя с буквой удачно получилось.
Для музыки все одно не годится.
И частота действительно высокая — 800 Кгц
Даже без учёта старения тех же электролитов посредственное качество некоторых комплектующих не всегда давало приемлемый результат.
и антиквариатом— я полагаю, что для этого нужно взять именно шикарнейший винтаж (AB) и продемонстрировать, что класс D как минимум за чуть меньшие деньги поёт волшебней. А тут вдруг оказывается, что винтаж-то второго сорта. И победа (со слов автора) не позволяет пафосно рассуждать об эпохах и вселенской печали.Сравнивать это можно с каким-нибудь аб-классом современным средней ценовой категории.
Совершенно не тот звук. Он динамичен и тыры-пыры, точно как в описании в обзоре, но не тот. На мой слух одно большое динамичное г… к сожалению…
classdaudio.com/sds-120-power-amplifier-kit.html
Прельстился жутко хвалебными ветками на ряде забугорских форумов. Дал прогреться по всем канонам, включил в систему. Заставлял себя слушать полгода где то, мол, это субъективщина, прогресс не остановить и так далее. Сейчас этот класс Д пылится на полке, а его место занял однотакт на 6л6. Вот где и микродинамика, и сумасшедший драйв, и детальность… Главное, как в том анекдоте, не экономить на заварке, то есть железе.
— Слушай, давай зависнем в коворкинге, у меня есть идея для стартапа, я уже даже рисеч сделал. С меня смузи!
— Вот сразу на… й пошел!
Че вы, блдь, в усилках прогреваете? Хрен с ними, с наушниками — там хоть механика есть, а в усилках чего? Дырки электроны проковыряют чтоль? :D
Собственно даже обкатка усилителя пусть и D — требует времени.Было бы странно иначе, ибо часть деталей по принципы работы основана на химических процессах. Это отнюдь не мгновенно, и тем более не в случае деталей ни разу не видевших тока.
Чего там — оперы, за счет диффузии кислорода и вообще газов через пластик свои характеристики стабилизируются довольно долго. В случае металлического корпуса получше, но все равно не нуль.
А и AB мощные тем более не сразу раскочегариваются. Что и описано в мануалах на них. Нет, не современных, а тогда когда их нормально делали (и писали).
это должна быть очень дорогая, элитная помойка. Для олигархов. :-)
А D класс — так они тоже не часты, от десяточки-двадцаточки, те что как то работают.
> диффузии кислорода (ппц!)
вы видимо не в курсе. Но можно например почитать рассуждения Андронникова, если вам даташиты и статьи от производителей не указ.
>Усилитель, спроектированный так, что на его параметры влияют перечисленные вами факторы
усилитель на который эти факторы не влияют — годен для автомобиля. Но не для дома.
А производители в своих даташитах указывают на необходимость прогрева изделий, собранных на их компонентах, и объясняют это диффузией кислорода? Ссылочку можно?
Мне кажется, вы просто технически неграмотны и потому в плену мифов. Не стоит спорить, еще больше нелепиц наговорите )
вторая — влага и газы воздуха диффундируют через молдинг и влияют на стабилизацию параметров кристалла.
Что вы хотите — статьи по поводу упаковки кристаллов и влияние проницаемости для разных материалов упаковки? Собственно никогда не приходило в голову почему существует герметичный металлический корпус и почему для точных или критичных применений требуется.
Еще раз советую не позориться с формовками конденсаторов и прочим аудиофильским бредом (как бы он ни был «неотформован», это не будет иметь абсолютно никакого влияния на параметры грамотной схемы), и закрыть тему :-)
masterkit.ru/shop/1321066
с TPA3125
www.ti.com/lit/ds/symlink/tpa3125d2.pdf
В качестве нагрузки резисторы по 11 Ом 2 Вт, наушники параллельно.
Динамика изумительная!
Рвёт и мечет на высоких частотах. Запас по мощности — неимоверный.
Разумеется, 3/4 мощности грели резисторы, но всё равно громкости наушников хватало на всю комнату.
(вещают, высокая громкость опасна для здоровья и может привести к ухудшению слуха)
НО! От батареек питать лень, а при питании от внешнего БП и встроенного ШИМ шумел и шипел на малой громкости при подключении к земле звуковой карты ПК.
Шум удалось существенно уменьшить, применив короткий и толстый кабель для аудиовхода.
В итоге всё равно даже тихий шум стал раздражать.
Потом подгорел блок питания (был оставлен в К.З. всю ночь)
Забросил, валяется уже > 3 лет.
Сейчас пользую ASUS Xonar DG с встроенным усилителем наушников.
— начитавшись супер «отзывов» повелся — но — нет… класс D — это для полуобкуренных чувачков, которые гоняют по ночному городу на 10-тках и пугают в 3 часа ночи спящий город… вот тут дааааа — как там автор сказал… — «Просто сумасшедшая динамика, скорость, драйв. Каждый звук имеет чёткий источник, мгновенно проявляется и так же мгновенно исчезает.» — конец цитаты!!!
— а у меня — в итоге — дома: ламповый, в офисе — ламповый и, даже, в гараже (частенько там провожу время, — тоже ламповый, да и еще куче знакомых с моими спаянными ламповыми…
— правда сейчас, эскпериментирую с транзисторами (без ИМС) — вот решил собрать Оплеуху 2.7 — опять повелся на «супер» отзывы… — вот соберу — послухаю…
Если хочется понять насколько далеко шагнул прогресс, то надо брать решения одного класса. Берем какой то бытовой усилитель, который был доступен обычному советсткому человеку. Не супер премиум который он по блату откуда то достал, а обычный который можно было без проблем купить в обычном магазине без сильного ущерба для семейного бюджета. И сравниваем его с современным. Если современный усилитель побеждает, то значит прогресс есть и человек может за меньшие деньги получить лучшее качество. А если при этом всё это упаковано в компактный корпус и не жрет электричество как не в себя, то вообще прекрасно.
это вы на всё слух определили?
или где-то закопипастили???
Летит самолет. Командир штурману:
— Штурман, приборы.
— 50.
— Что 50?
— А что приборы?
ИМХО обзору не помешала бы запись с качественного микрофона чтоб можно было оценить как все плохо(ютубовский движок пережимают звук(и видео) до неузнаваемости).
Кстати «ламповый теплый звук» с обертонами и гармониками — на слух будет казаться более богатым и благородным по звучанию.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA
В итоге сравнивают теплое с мягким.
Сразу все привыкли к теплому ламповому звуку. Затем (судя по обзору) к «теплому транзистороному» звуку(со своими специфическими искажениями).
Но ИМХО не пройдет много времени когда стандартом звучания станет теплый цифровой звук(в котором возможно величина вносимых искажений в воспроизведение звука — минимальная).
Просто подброшу информацию к размышлению:
Хорошо звучащий усилитель ДЛЯ КОГО? — у разных людей разные предпочтения и вкусы и критерии хорошего звучания очень индивидуальны и субъективны.
Вы вообще можете дать более мене чёткое определение что это вообще за понятие такое — ХОРОШЕЕ ЗВУЧАНИЕ?
В начале 30-х годов понадобилось создать усилитель в 1 миллион раз сигнал, теоретики искодя и пологого участка кривой усиления ламп, сказали абсолютно невозможно, он же будет усиливать все.
А практики кинули обратную связь по напряжению и через день макет работал.
И чем будет отличаться традиционный усилитель д класса с цифровой схемой управления и, например, с сигма-дельта модуляцией, и аналоговым входом от такого же, но принимающего на вход цифру(pwm, i2s, etc) без промежуточных преобразований?
ЗЫ а цифровые (в некоторой степени) динамики уже придуманы, концепция просто гениальная, загуглите fds от clarion
Поэтому у обычного усилителя класса D есть неоспоримое преимущество — можно запросто подать на аналоговый вход скорректированную обратную связь и получить искажения тысячные доли процентов!
Про новейшие разработки Direct digital систем пока ничего не слышал, и если кто-то знает подробную информацию про эти изобретения, тогда ему видней:)
Я просто здесь высказываю свое мнение основанное на реальных экспериментах:)
И вообще, самая фишка-то в другом: в каждом динамике по 6 катушек, и процессор рассчитывает подачу напряжения на каждую так, чтобы оно подавалось в момент нахождения конкретной катушки в магнитном зазоре. Вот это настоящая инновация, надеюсь, Вам не надо объяснять преимущества такого подхода
В один момент времени работает только одна катушка что в зазоре
Полностью цифровой DDX, занедорого.
Класс D очень неплох в своей нише, но на универсальность не претендует
Но в этом случае очень вероятно, что придётся организовывать активное охлаждение
За минимальный порог не скажу
Самому мне, в процессе насладительно-меломанского прослушивания очередной излюбленной композиции, как-то совершенно не до выделения аудиофильских нюансов «динамики, скорости и драйва» каждого конкретного звука, а намеренное тщательное прислушивание к точности их воспроизведения даже вредно, поскольку лишь сбивает общую волну удовольствия от прослушивания.
Так вот и получается что практически безразлично, с чего слушать музыку, в которой интересует не идеальная точность воспроизведения, а степень резонанса в голове от прослушивания)
Может сами драйвера уже научились подделывать… :)
Или отбраковка как вариант
Есть такая волшебная активная акустика Wharfedale Titan 12a (и субы таки же). Волшебна она тем, что где-то через год активной ежедневной эксплуатации НЧ усилитель в ней умирает напрочь (много их таких прошло через мои руки ремесленника от электроники).
Оживлял именно такими модулями на IRS2092. Отлично работают, не жужжат. Во всех смыслах этого слова.
С усилителем Лихницкого сравнить-бы хотя-бы. И мощность оппонентов несоизмерима.
https://aliexpress.com/item/item/32805940056.html
Но как то дороговато на первый взгляд…
При ремонте муз. центров часто использую готовые усилители D- класса на TPA3118, PAM8610. Лежит 3 усилителя оконечных болгарских 2х100 вт. Тяжелые, ещё и выходной транс. Ваш обзор дал идею, может туда вставить такие усилители? Кто занимался такой переделкой, отзовитесь пожалуйста! Блок питания оставлю обычный.
Но как вариант для доработки- вполне
Но с некоторой тревогой думаю про размеры и массу классического БП в этом случае
Ещё раз спасибо за этот обзор!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.