Доработка RAID-корпуса GODO для 2,5-дюймовых дисков. Где просчитались инженеры GODO?
До некоторого времени свою коллекцию фильмов, музыки и домашний фотоархив я хранил на жестких дисках. Но с удешевлением и массовым внедрением SSD частично перешел на этот вид накопителей. Со временем «твердотельников» у меня поднакопилось и я решил попробовать объединить парочку в один корпус.
Про качество и проблемы нынешних SSD долго говорить не буду — это отдельная песня и глубокая тема. Скажу лишь, что в свой ноутбук Lenovo IdeaPad 510-15IKB я установил SSD SATA GLOWAY 1,5ТБ как загрузочный (системный) и этот «твердотельник» отпахал более 5 лет при ежедневном включении.
Вместо DVD-привода был установлен optibay и вторым диском стал Goldenfir 2TB, купленный в 2023 году на Алиэкспрессе по акции. В ноуте на этот диск «падали» файлы с торрентов. Однако через год Goldenfir-у внезапно поплохело, он стал зависать, а часть фалов оказались битыми.
В следующий раз рисковать я не стал и для ноутбука купил два SSD Samsung 2.5" SATA 3D QLC емкостью 1ТБ и 2TB. На Самсунги легла та же задача — один в ноутбуке работает как системный, другой используется как хранилище файлов. И за два года они меня пока не подвели (стучу по дереву).
Что я сделал с «битыми» дисками? Выкинул на свалку? Нет, там караулят Сифон и Борода, которые сразу же отдадут их на обзор известному автору. Поэтому прогнал GLOWAY 1,5ТБ, Goldenfir 2TB и KingFast 2TB через Victoria HDD/SSD v5.37 и сделал Remap. Накопители стали работоспособными и сейчас используются как ёмкие флешки — потихоньку кидаю на них сериалы и фильмы.

Кстати, SSD KingFast 2TB оказался живучее, чем другие китайские собратья. Его ёмкость после процедуры восстановления почти не изменилась, скорость «чтения-записи» не упала. Кроме того, у KingFast корпус из металла. Потому этот в твердотельник установил термопрокладки (об этом в конце обзора).
На этом вводную часть заканчиваю. Вижу, читатель уже устал и требует «хлеба и зрелищ». Исполняю его желание. Далее все будет кратко и по делу.
Внешний кейс GODO для HDD/SDD
RAID-корпус GODO куплен на Алике ровно год назад за 15 долларов. Тут обещают два SATA3 слота под SSD/HDD, передачу данных через порт Type-C, внешнее питание +5В и поддержку четырех режимов RAID, а именно RAID 0 / RAID 1 / JOBD / NORMAL.

Коробка цветная, выглядит простенько, но информативно.




Корпус чертовски красив. Полностью из металла (алюминий, сатин), передняя и задняя планка с фрезерованными гранями. В комплект входит кабель Type-C, отвертка с винтами крепления SSD/HDD, бумажная инструкция и внешний кабель питания. Если будете использовать SSD, то внешнее питание не понадобится.


На передней части корпуса разместились индикатор активности (синего цвета) и вентиляционные отверстия (за которым скрывается мини-кулер). Вентилятор работает, но его не слышно от слова совсем. На задней части имеется порт Type-C, круглый разъем для кабеля внешнего питания и вентиляционные отверстия.

Установка SSD проводится за пару минут. Для этого нужно выкрутить два винта на передней планке и вытолкнуть раму с платой. После чего в SATA слоты установить накопители.


Выбор режима RAID осуществляется с помощью пары микроперключателей на плате контроллера. Какой режим RAID выбрать? Тут каждый решает сам. Комбинация двух переключателей предлагает следующее.

Normal (Обычный режим)
Описание:
Распознаётся как два независимых жестких диска
Положение переключателей:
S1 — OFF
S2 — OFF
Внимание:
Если один из жестких дисков выйдет из строя, второй не пострадает
JBOD
Описание:
Распознаётся как один жесткий диск, ёмкость которого равна сумме двух дисков
Положение переключателей:
S1 — OFF
S2 — ON
Пример:
2 ТБ + 1,5 ТБ = 3,5 ТБ
Внимание:
При выходе из строя любого диска все данные будут потеряны
RAID 0
Описание:
Распознаётся как массив из двух дисков
Скорость работы в 2 раза выше, чем у одного диска
Положение переключателей:
S1 — ON
S2 — OFF
Пример:
2 ТБ + 1,5 ТБ = 3 ТБ
Внимание:
При выходе из строя любого диска все данные будут потеряны
RAID 1
Описание:
Два жестких диска являются зеркальными копиями друг друга. Общая ёмкость равна объёму меньшего диска
Положение переключателей:
S1 — ON
S2 — ON
Пример:
2 ТБ + 1,5 ТБ = 1,5 ТБ
Внимание:
Если один из жестких дисков выйдет из строя, второй продолжит работу без потери данных


Но конкретно для этого кейса я рекомендую режим NORMAL ибо на плате установлен контроллер JMicron JMS561. А это не самый лучший контроллер на рынке, если не один из худших.
Основная его беда — сильный нагрев и, как следствие, падение скорости вплоть до зависаний. В ходе экспериментов с разными SSD и режимами RAID температура на контроллере достигала +62С. Даже когда проходило копирование с диска на диск внутри кейса (в режиме NORMAL).


Когда кейс зависал и «отваливался», приходилось перезагружать ПК.
Улучшаю охлаждение кейса
Решение — установить радиатор на чип JMS561 и заменить вентилятор на более эффективный. Нужные радиаторы нашлись в закромах. В доисторический период они были куплены на Ebay для охлаждения чипов памяти видеокарты. Радиатор помог, но лишь частично. Да, нагрев чипа снизился, но при попытке переброса пакета фалов 40-50 ГБ кейс мог вновь подвиснуть.



С вентилятором оказалось не все так просто. Найти качественный и тихий 5-вольтовый кулер — это как «задача со звездочкой». Я заказал на Алике два разных вентилятора 25×25×7mm DC 5V 2-Pin Cooler Brushless. Но на деле они оказались чуть послабее «родного», а шумели сильнее.
А что если… повысить напряжение до 9 или 12 вольт?

Для этого использовал миниатюрную плату «повышайки» с настраиваемым вольтажом 5V/8V/9V/12V.
Штатные провода питания кулера подпаяны к выносной плате кейса и на ней обозначены точки подключения (M+ и M-).

Испытание кулера на лабораторнике показало, что ток потребления между 9В и 12В минимален. Но во втором варианте шум гораздо выше. Поэтому поставил на «повышайке» 9 вольт, этого вольтажа достаточно для ощутимого продува.

Вредительство или просчет GODO
Чтобы снять штатный кулер достаточно выкрутить четыре крепежных винта. Тут все просто.


Открываются вентиляционные щели, которые изнутри закрыты поролоном. Видимо, для пылезащиты. Однако от штатных +5В кулер вообще не создает напора воздуха. В чем тогда смысл пылезащиты? Щели я расширил с помощью кусачек и скальпеля, поролон извлек.


Хуже оказалось другое — вентиляционные отверстия на передней и задней планке тоже были закрыты поролоном. Причем он был наклеен на плотный двухсторонний скотч. В итоге, корпус никак не продувался.
С учетом перегрева контроллера JMS561 и отсутствия нормальной (сквозной) вентиляции такой инженерный подход вызывает недоумение.

Поэтому пинцетом срываю поролон, двухсторонний скотч снимаю с помощью WD-40.

Теперь можно ставить модуль DC-DC. Платка «повышайки» столь миниатюрна, что легко помещается на боковое ребро пластиковой рамы. Ребра расположены рядом с LED индикаторами. Для более точной подгонки одну сторону платы подточил надфилем. После чего наклеил плату на пластиковое ребро (использовал полоску автомобильного скотча).


Щели вокруг кулера оклеил синей изолентой (работает только синяя!). Последний штрих — наклеил резиновые «ножки» снизу, чтобы корпус не елозил.
Что касается доработки KingFast 2TB. На плату контроллера с двух сторон установил термопрокладки толщиной 1,5 мм. Этот «сэндвич» поместил в родной металлический корпус. Полагаю, термоотдача улучшилась.

Подытожу. Результат доработки внешнего кейса GODO порадовал. Уже год в нем «трудятся» два SSD HUADISK TLC 2.5" SATA3 емкостью 1ТБ. Эти диски с логотипом «ниндзя» на корпусе мне очень понравились. На удивление оказались достойными и живучими. Специально выбирал модель с памятью TLC – HYSXXX(T).

Касаемо выбора RAID-корпуса GODO для 2,5-дюймовых дисков. Сейчас его цена выросла вдвое. Если разработчики не устранили конструктивные ошибки и не заменили чип контроллера, то рекомендовать кейс GODO я бы не стал. Лучше поискать что-то другое.
На этом у меня все!
Всем удачи и бобра! ©
| +178 |
6941
182
|
| +23 |
2291
43
|
Хранить ответственные данные на SSD нельзя.
мне кажетсяя уверен что Вы смешали в кучу разные сценарии утраты данных…Большинство RAID-контроллеров, в т.ч. и помянутый в обзоре, держат TRIM включённым по умолчанию, независимо от ОС.
2 — ну даже если и держит, то что это меняет? Почему при затирании первых 50% секторов на диске, должны пропасть вторые 50%, данные то с них никто не давал команды удалять.
И более того, аппаратура при чтении/записи данных ничего не знает об логической организации — это задача операционной системы, а аппаратура просто читает/пишет двоичный поток по указанным в команде адресам. А такие операции как TRIM выполняются Flash/SSD накопителями (их контроллер это микроЭВМ под управлением собственной ОС реального времени (ОС РВ)) не зависимо от стоящей на машине ОС по мере того, как их собственная ОС определит факт наступления событий «МАССИВ ПАМЯТИ СВОБОДЕН» и «ЕСТЬ ДАННЫЕ ПОМЕЧЕННЫЕ КАК УДАЛЁННЫЕ» их ОС РВ даст своей файловой системе команду ЗАПИСАТЬ 0х00 ПО АДРЕСАМ МАССИВА. Это нужно для снижения вероятности ошибок при записи поступающих внешних данных и уменьшения времени задержки между поступлением внешней команды ЗАПИСЬ и реальным началом операции.
ОС хост-системы или внешнее устройств управления выдавая на накопитель команду TRIM просто сообщает ему «В ДАННЫЙ МОМЕНТ МОЯ ОЧЕРЕДЬ ЗАПРОСОВ ЧТЕНИЯ/ЗАПИСИ ПУСТА И МОЖНО УДАЛИТЬ МУСОР» и не более того, а решение о том когда и в каких адресах выполнить очистку принимает его ОС РВ с учётом наличия выполняющихся или ожидающих запросов к массиву памяти в своей очереди, и для других команд ситуация схожа — ОС на хост-машине выдаёт в устройство запрос на обслуживание и ждёт результата его исполнения.
Мой ответ, естественно, касался варианта, что диск не фрагментирован и все сектора, хранящие какой-то файл, не затёрты.
Выполняет ли при этом ОС TRIM или нет — не имеет абсолютно никакого значения, потому что «затёртый сектор» и «удалённый файл» — не одно и то же. В общем случае там вообще может быть не SSD, а HDD — про это в первоначальном сообщении речи не шло.
А если данные по условиям задачи со второй половины вообще не удалялись, то кто вообще и почему должен дать команду TRIM?
но с тем, на сколько дисков его раздавать внутри коробки это никак не связано.
винда в любом случае не в курсе, что там внутри какие-то ata накопители (не надо смотреть на всякие cdi иже с ними, винда не использует проброс ata команд через мосты для общения с накопителями внутри коробки), она работает сказевыми командами, как для получения информации про их возможностей, так и передачи трима. а что с ними умеет делать мост — это вопросы исключительно к нему. по идее он должен преобразовывать их в ata'шные и скармливать подключенным ssd.
«Я разочарован. Для SSD этот бокс бесполезен, я бы даже сказал опасен. SSD в Windows определяются как HDD а не твердотельные накопители. По этому не включается функция TRIM, для SSD это критично...»
Нормальные в JBoD-режиме не пишут файл
в конец первого диска, если он не влезает целиком,
т.е., оставляют место для мелкого файла, а большой
переносят на второй диск. То есть, файл не
рвётся. Хотя, если какой-то многотомный архив
окажется на разных дисках, и один диск накроется,
то, понятно, про восстановление можно забыть…
окажется на разных дисках
Не находите что многотомный архив и jbod взаимоисключающие понятия?! Если вы собираетесь разбить файл на тома зачем вам jbod чем одиночные диски не устроили? Справдливости ради это ни какой роли не играет в данном случае.
Спросите — зачем? Пытаюсь разложить яйца по разным корзинам )
А по серьёзному — через сколько времени устареют и сколько стоят хранимые там данные и насколько дешевле окажется сменить выработавший ресурс накопитель по сравнению с покупкой и обслуживанием устройства особо высокой надёжности?
Как бесценно и время, которое я потратил на формирование собственной видео- и аудиотеки.
Кстати, у меня два NAS в разных городах, и один периодически бэкапиться на другой через VPN-туннель. А ещё есть внешний USB-диск, на который я время от времени делаю копию всего важного.
«Админы делятся на тех, кто не делает бэкапы, и тех, кто уже делает».
и как воткнул ссд… со всеми его минусами (ну и плюсами также) так и висит вне конкуренции
но бекапы надо делать… надо… на
M-DISC (Blu-Ray)hddИ зачем JBOD=RAID0 — непонятно…
У этой коробки явно ошибка в описании RAID0.
Для себя давно решил, что для дома — только зеркало (если RAID вообще нужен).
Жесткие диски из строя не выходят, что ли?
Или шифровальщиков и случайных ошибок как пользователей, так и FS(привет, btrfs, которая однажды умерла на исправном диске и отказалась что-либо восстанавливать) существует?
Если у автора мало данных и они влезают на ssd — прекрасно, но пусть про бекапы не забывает
они на порядок надежнее
они на порядок надежнее
уже смешно
как заведется винт после 10 лет на полочке никто не проверяет, так что рекомендовать такое можно только из вредительских побуждений.
что особенно характерно — ни один производитель винтов про такие сроки даже не заикается. только «доброжелатели» в интернетах.
?
классика жанра, «ssd не определяется» — «контроллер умер» (ц) народное.
начать можно с того, что 40летняя коробочка — ну ни разу не герметична.
а написано было «Герметичная коробка», а не т.н. «гермоблок».
что есть явная чушь.
без проблем заведется. Клины шпинделя — редкость
из вредительских побуждений можно рекомендовать хранить инфу на ссд
в интернетах и не такого присоветуют. например хранить на винтах по 10 лет.
отличная практика. Причем на нескольких копиях. Если у человека ни ленты ни нормальной оптики нет
хреновая практика и еще более хреновый совет для других.
Собственных фотографий у меня нет. Ни одной. Люди разные, и потребности у них разные, а средства хранения и резервирования куда скуднее. Альтернативы HDD ни по цене, ни по объёму, ни по надёжности нет.
Ну вот реально, или ты обычный среднестатистический человек — слушай музыку со стримингов, храни документы в облаке, это просто и понятно. Если техногик — строй или покупай нормальную хранилку с рейдами, если совсем гиковский гик — строй кластер с холодными-горячими нодами, управлением жизненным циклом и прочими репликациями в удалённую локацию.
То что я не вижу ценности(и осуждаю) бессмысленное накоплении терабайтов информации — это уже немного другой, не связанный с первым вопрос.
По цене за терабайт пока что да, к сожалению, hdd пока гораздо выгодней. Но если нет ограничений по деньгам — all-flash лучше абсолютно во всём, если не иметь странного желания хранить их в выключенном состоянии.
Мне никакой музыки со стримингов не нужно (там её просто нет), и таких не много, но есть не в исчезающем.
Я уж написал — нужны 20 ТБ одним томом — и активный, и резервный (потому что это годы, если что) — такая потребность не часто, но встречается и не исчезающе редко. У обычных не гиков.
HDD можно купить по рублю за гиг (я в частности покупаю).
Мусор никто не хранит, но отделить зерно от плевел — это работа, скучная и неприятная, а оптом в корзину — можно выплеснуть и ребёнка. Приходится держать приход, иногда многотерабайтный, пока руки не дойдут.
почему чье-то желание что-то сохранить должно иметь для вас смысл?
обычный пользователь вообще не знает, что такое NAS, как хранить инфу и подобное. А винду ставит знакомый. Вопрос тот же, что и выше
лично мне он не нужен
1. Обеспечивает нормальное питание дисков 24/7. Защиту от всплесков напряжения и просадок
2. Держит это все в кондиционируемом помещении
3. Не допускает появления вирусов, случайных сбоев, случайного удаления информации
4. Делает кратное резервирование
Юзер может что-то одно делать, но не делает весь комплекс
без резервного питания при неожиданных отключениях питания состояния массива тоже непонятно.
Посмотрите, какие типы raid умеет zfs, btrfs из коробки, удивитесь
Контроль реализуется средствами ОС.
Есть подобный опыт, когда диски стояли в самом компе…
И он вполне годный.
закрывает дырку в обояхэкономит 1 порт USB у компьютера — два диска подключены к единственному порту безо всяких хабов ;-)Потому как у меня есть док-станция на 2 диска, с таким же набором рэйд-режимов, так там перекидка с диска
на диск (при независимых дисках) происходит, похоже, напрямую, ибо куда быстрее, чем с компа или на комп.
Вы поставили более мощный кулер, и его оказалось всё равно недостаточно?
И тогда вы удалили поролон?
А если выкинуть поролон и вернуть штатный кулер — всё равно он недостаточен?
И вы взяли кулер на 5В и подаёте на него 9В? Долго он в таком режиме уже работает? И вообще — допустимо ли такое?
И что мешало взять такой же кулер на 9-12Вольт?
Чот всё несколько сумбурно изложено :)
2. После переведен на +9в и год работает нормально. Кулеров с нужными размерами на 12в я не нашёл.
3. Скотч с поролоном полностью закрывал вент.отверстия. После их снятия появился хоть какой-то продув и охлаждение.
в обоих деталях делать круглое отверстие диаметром во весь вентилятор, чтобы «что-то появилось».выкидывать на помойку этот вентилятор и ставить турбинку от ноутбука.Наверное, кулер из очень недешевых?
Он круглосуточно работает или на час-два подключаете?
КулерВентилятор как раньше был декоративным источником шума, так и остался.обкладывать потребляющий ватт-другой современный околодонный sata ssd для охлаждения — занятие бессмысленное.
охлаждать jms561, нагретый до 60 градусов, тоже, если от глючит именно от этого — это явный брак.
~~~~~~~~~~~~~~~~
не столь важно на чем хранить, сколь важна простая и логично организованная система быкапов…
на перфокартахна глиняных дощечкахвыбито в граните
Вот это наш:
https://www.ozon.ru/product/godo-3-5-dyuymovyy-raid-korpus-dlya-zhestkogo-diska-vneshniy-korpus-usb-3-0-dlya-3-5-sata-hdd-2898216450
В ней установлены два диска HDD по 1Тб, работают в обычном режиме, то есть, видятся как 2 отдельных диска по 1Тб. Используется для резервной копии (уже 3-й) важной информации, как для эксперимента. Вместо стандартного разъема питания устройства был встроен Type-C (через отдельное гнездо с родного), и теперь устройство по питанию стало более универсальное и независимо от родного кабеля (если потеряется).
Что было переделано (желательно сделать!):
1. Снять поролон с клеевой основой, которая полностью закрывает вентиляционные отверстия для охлаждения дисков, особенно типа HDD.
2. Перевернуть вентилятор наоборот, на нагнетание (подачу) воздуха.
3. Обязательно заизолировать контакты платы индикатора (те, что на черном шлейфе), иначе можно сжечь диск.
4. Как в статье описывается, поднять напряжение на вентиляторе.
Кто хочет установить емкие диски (более 4Тб), типа HDD, которые из внешних переносных дисков формата 2.5" (типа Seagate Backup Plus, OneTouch), тогда алюминиевый корпус не закроется, но диски будут видны в ОСи. Чтобы закрыть корпус и полноценно вместить диски, придется спилить салазки-упоры, на которых они «лежат» или совсем их срезать, а диски закрепить винтами к боковой стенке. В недоработанном виде не хватает около 3мм, чтобы 4-5Тб толщиной ~14.5 мм вместились в этом коробке.
В общем GODO — кейс для хранения/резервной копии данных компактный достойный внимания, быстрый и по качеству достаточен, хотя выглядит немного топорно и дешево. Если бы в корпус без переделки вмещались толстые 2.5" и было бы ПО для резервной копии (типа Toolkit от Seagate), устройство было бы одним из лучших, что доступны за свою цену (покупался по акциям за ~14$ и 10$)!
Если вам известно интересное ПО для бэкапа данных (в режиме выбора папок, а не целым образом), поделитесь названием. Пока пользовались Handy Backup.