Авторизация
Регистрация

Напомнить пароль

Замена одиночных ячеек Li-ion на Na-ion. За и против

Рассмотрены возможные последствия прямой замены одиночных ячеек Li-ion на Na-ion (18650 на 18650, 21700 на 21700 и т.п.), без какой-либо переделки системы питания.
То есть, работа в обычном интервале «литиевых» напряжений ~2.8В...4.2В.
Зачем? А для устройств, длительно используемых при отрицательных температурах. Например, установленных на улице. В теплый сезон на борту Li-ion, начало подмораживать — переходим на Na-ion. Типа как летняя и зимняя резина.:)



Данный материал содержался в черновике предыдущей статьи. Но прямо перед публикацией я его изъял. Надеюсь, что содержимое этой микро-статьи кого-то заинтересует.

ТУТ — небольшая подборка даташитов Li-ion 18650/21700 + ссылки на сравнительные тесты от ярославского магазина «18650pro.ru».
ТУТ — моя скромная коллекции даташитов на Na-ion.


Какие плюсы у такой замены?


Na-ion это:
устойчивость к переразряду (без потери емкости) вплоть до «разряда в ноль», причем не в переносном, а в прямом смысле, что и было подтверждено ранее.
устойчивость к низким температурам, ибо в большинстве даташитов:
— возможность использования при Т = -20...-40ºС. Но такое возможно и для Li-ion, по крайней мере до -20ºС, а последние несколько лет китайцы все чаще заявляют о -40º (насколько это реально — неведомо, тестов не нашел);
— главное: возможность заряда при отрицательных температурах, что для Li-ion пока не рекомендуется***.
***Примечание. И только Molicel впереди планеты всей… См. ниже.

Из имеющейся коллекции Na-ion-даташитов сваял вот такую табличку:
Кстати, HiNa везде заявляет допустимость разряда «в ноль». Причем, прямо в первых, сводных табличках электрических характеристик из даташитов.
HiNa NaCR 32140-MP10:
HiNa NaCP7317420-ME200:
Напомню, что HiNa — солидная организация и вряд ли будет делать столь ответственные заявления с бухты-барахты. Возможно, именно этот момент и послужил триггером для начала проведения предыдущего небольшого расследования.

☸️

Что «теряем» при замене одиночной ячейки Li-ion на Na-ion?


►►►Конечно-же, в первую очередь теряем т.н. «ёмкость».

При Т в районе комнатной ёмкость ячеек «обычного» Li-ion раза в 2...2.5 больше, чем у Na-ion того же типоразмера.
Емкость ячейки в электрохимии понятие растяжимое и зависит алгоритма тестирования и температуры.

Потери емкости Li-ion на морозе

Производители Li-ion вроде как борются с потерей емкости при отрицательных температурах, но ниже -20ºС по прежнему не опускаются.

Пример. Samsung INR (LiNiMnCoO2): с 2014 и по настоящее время

Samsung INR18650-25R (2014 г.)
Samsung INR21700-30T (2017 г.)
Samsung INR21700-50E (2017 г.). Внимание: ток не 0.2С, а 1С.
Samsung INR21700-50G (2018 г.)
Samsung INR21700-50GB (2020 г.)
Samsung INR21700-50S (2020 г.)

Molicel впереди планеты всей — ?

Вот фрагменты из даташита Molicel INR21700P42A
Разряд при -40ºС и возможность заряда при -20ºС (!) одновременно заявлены еще для Molicel INR 21700-P50B и «усиленной» версии P50B — P50S. Полный даташит P50B в природе вроде как существует, но (насколько я понял) раздается только продавцам продукции. Мне удалось скопировать с экрана пару нужных страниц на сайте одного китайского и-нет магазина:
В облаке лежит краткий «бегунок» по P50B, который выдает Molicel любому желающему после нудной регистрации. На P50S — тоже есть в облаке.

Для остальных Molicel заявлена только возможность разряда при -40ºС, а заряжать предлагают от 0ºС и выше.

С одной стороны, не известно: верить или не верить. С другой стороны — Molicel большие затейники и за последние несколько лет показали себя как лидеры среди топовых производителей цилиндрических Li-ion.
С третьей стороны, у других вендоров такой красоты я пока не встречал. А Molicel шибко дороги и потому у нас малопопулярны.

Что с потерей емкости на морозе у Na-ion?

Китайцы обычно обещают не более 15-20% при -20ºС и не более 40% при -40ºС.
Paragonage-32140-10Ah:

Для HiNa NaCR 32140-MP10 заявлено:
А для HiNa NaCP7317420-ME200:
Но HiNa не рекомендует опускаться ниже -30ºС. ;)

Дополнительная потеря емкости у Na-ion из-за недоразряда: 20-25% (~10-15% электроэнергии)

Но есть существенный нюанс — потери по энергии будут заметно меньше.
Если бы разрядная кривая была прямой, то:
— на первых 50% разряда выделилось 75% энергии
— а после 75% разряда выделилось 90% энергии

►►► Перезаряд Na-ion до 4.2В

Насколько я знаю, ряд зарядных модулей для Li-ion имеют возможность регулировки конечного напряжения в определенных пределах. Поэтому, если удастся выставить 4.2В→4.1В, то вопрос снимается. Если китайцы указали, что нужно заряжать их Na-ion ячейки до 4.0В, то при постоянных перезарядах до 4.1В их ресурс (3-3.5 тыс. циклов) уменьшится на неск.%, пусть даже на 10%. Причем, когда летом на место 18650-Na-ion станет 18650-Li-ion он за 4.1В только спасибо скажет, ибо ресурсная живучесть его увеличится на 10-20%***.
***Это оценочно. В прошлой жизни в биосах ряда буков от Сони была забавная дефолтная установка «Заряд до 80% емкости от номинальной (до 3.95В)». При этом утверждалось, что ресурс батареи увеличится в 1.5...2 раза.
С другой стороны, в этой статье получено, что увеличение ресурса ячеек Sanyo UR18650E (NMC) зависит от уменьшения глубины циклирования примерно линейно. В той статье есть еще много всего интересного — желающие могут ознакомится с дайджестом оной ТУТ, подраздел «2.2.3. Что же кажет нонешняя наука?». Там все русским по белому.


Но даже если зарядный модуль будет перезаряжать Na-ion до 4.2...4.3В тоже ничего страшного не произойдет. Ни возгорания, ни бабаха. Na-ion столь же устойчив к перезаряду как LFP или LTO. Ну, ресурс уменьшится (теперь уж точно на 10%) и все.

Что же кажут даташиты? А большинство даташитов в разделах про безопасность суровы и немногословны.
Но встречаются и с интересными пояснениями:
Перевод: После стандартной зарядки дайте аккумулятору отдохнуть в течение 10 минут, затем перезарядите его током 1C до 6 В. Контролируйте температуру аккумулятора во время тестирования. Завершите тестирование, когда температура аккумулятора снизится до комнатной.
GB38031 — это китайский стандарт «Electric Vehicles Traction Battery Safety requirements». Для тех не силён в китайском ВОТ его перевод на английский. Правда, кусками. За полный перевод эти юмористы хотят 285 американских рублей.

Итог


Я боюсь делать какие-либо окончательные выводы и тем паче высасывать из пальца некие рекомендации. Все сильно зависит от конкретной ситуации. А то что выше — просто информационный блок для дальнейших размышлений. Что там внушает доверие, а что не особо — сами решайте.
Только хочу сделать одно вполне очевидное замечание: какая разница во сколько раз емкость Li-ion больше чем у Na-ion, если нужно, что бы устройство хоть как-то работало ниже -20ºС? ;)

Особенно интересны комменты тех, кто часто пользовал «литий» на морозе. Имеет ли смысл замена Li-ion на Na-ion в двух вариантах:
— без какой-либо переделки системы питания?
— с переделкой?

Всего доброго.
Добавить в избранное
+39 +45
свернутьразвернуть
Комментарии (28)
RSS
+
avatar
+3
  • Vadim2S
  • 21 марта 2025, 09:27
Вопрос актуальный для автономной охранной системы. Комплекты из 4G камеры с аккумулятором и солнечной батареей — продаются широко. Но они не для наших морозов.
+
avatar
+3
Да, кстати. я тоже хотел прикупить на дачу, понял, что замёрзнет. И солнечная батарейка маленькая, нужна значительно больше для наших широта.
Кто то показывал в одном из постов про солнечные батареи, там была прикручена на 50W.
+
avatar
+2
цилиндр 33*1400
— прямо целый дрын
+
avatar
+5
В теплый сезон на борту Li-ion, начало подмораживать — переходим на Na-ion. Типа как летняя и зимняя резина.:)
Исключительно оригинальный подход. Прошу Вас продолжите эту тему, особенно про:
— без какой-либо переделки системы питания?
— с переделкой?
Плюс однозначно.
+
avatar
+4
В теплый сезон на борту Li-ion, начало подмораживать — переходим на Na-ion. Типа как летняя и зимняя резина.:)
Если вам хватает емкости Na-ion в зимний период времени- зачем эти телодвижения с заменой туда-сюда?
+
avatar
-1
Вроде бы литий нельзя заряжать при минусовых температурах потому, что если зарядить элемент до 4.2 при -20, то при повышении окружающей температуры напряжение может подняться выше критичного и следовательно нагрев и возможно возгорание.
Может проблему решит пассивный балансир, который будет глушить лишнее напряжение, если оно появится?
+
avatar
+1
  • topolys
  • 21 марта 2025, 14:27
Да я заметил что никто особо этим не заморачиваться.Так альпинисты да рыбаки колхозят иногда варежки на батареи.Остальным тупо пофиг.
+
avatar
+3
  • Skylab
  • 21 марта 2025, 11:06
Автор изначально в заглавной картинке дал ответ специально? )
Особенно интересны комменты тех, кто часто пользовал «литий» на морозе.
Февраль 2008 года. Мороз и ветер. Стою у реки с фотоаппаратом. Температура -19С. Фотокамера — Panasonic FZ-5. Аккумулятор — родной, что шел в комплекте. Делаю пару-тройку снимков и… зум-объектив прячется, камера отключается. Достаю АКБ и грею под курткой. После такой процедуры камера оживает еще на несколько кадров.
+
avatar
+2
  • ABATAPA
  • 21 марта 2025, 11:19
По такому же сценарию у многих проходили съёмки на морозе и на зеркалки, и на «мыльницы», и на телефоны тоже. Поэтому фотографы используют батарейные блоки, чехлы-утеплители и даже подогрев. И даже внешнее питание камер.
+
avatar
0
  • Skylab
  • 21 марта 2025, 11:35
Я не профи-фотограф. У меня такого арсенала нет и не будет. Просто привел факт.
+
avatar
0
+, тоже не Pro и такого не имею, а поснимать зимой все-таки хочется. Но в вашем случае t° C была в 2 раза ниже, а у меня уже при -10° родной акк, все, хорош говорит снимать, мы замерзли и давай домой, в тепло. И вот морозоустойчивые акки типа Na-ion здесь весьма интересно смотрятся.
+
avatar
-1
  • kvarkk
  • 21 марта 2025, 14:07
Сейчас в смартфонах уже начали применять литий-кремниевые аккумуляторы, они гораздо лучше переносят мороз.
+
avatar
-1
Литий предсказуемо себя ведёт на морозе.
Понятно, что при этом у него увеличивается внутреннее сопротивление и падает отдаваемая ёмкость.
После пары кадров напряжение сильно просело и камера увидела это, подумала что аккум сел и вырубилась.
Особенно сильно это видно на старых аккумах.
Лилий нормально и предсказуемо работает на морозе, не только молисел и бренды.
Я делал обзор и тестировал molicel и Joyum при -20 и все норм
+
avatar
+6
  • DVANru
  • 21 марта 2025, 11:25
Литий на морозе ведет себя так же, как эта лапша:
+
avatar
+1
  • funtech
  • 21 марта 2025, 11:28
Недавно появились ИБП с натриевыми батареями — Ippon Na+ TA, кто-нибудь может поделится впечатлениями об использовании?
+
avatar
+1
  • nimoid
  • 21 марта 2025, 11:57
Ещё Elecom выпустили первый повербанк на NA-ion
+
avatar
+2
  • Skylab
  • 21 марта 2025, 12:00
Заявлено, что такой павербанк работает при температурах от -35°C до +50°C. Elecom выпускает Na+ Sodium-Ion Mobile Battery в черном (DE-C55L-9000BK) и светло-сером (DE-C55L-9000LGY) цветах по цене $68. Устройство поддерживает USB-C PD с мощностью до 45 Вт. Имеется порт USB-A с мощностью 18 Вт. Размеры — 87х31х106 мм.

Источник: ilenta.com/uk/accessories/smartphone/smartphone_13343.html
© www.iLenta.com

+
avatar
+2
  • ABATAPA
  • 21 марта 2025, 12:58
ИБП на морозе? :)
+
avatar
0
  • IWRY
  • 21 марта 2025, 13:13
Какими соображениями они руководствовались, интересно…
+
avatar
0
О, даже ИБП на Na-ion? Все для нас и наших морозов стараются.
Но вот обзор на такой PB и его эксплуатацию в таких суровых условиях хотелось бы посмотреть. Ну а потом, да, обзоры и тесты ИБП (вместе с Elecom Na+ Sodium-Ion Mobile Battery), там же, с теми же испытаниями холодом, которые должны будут быть на них проведены, сделаны и замеряны все их возможности и потери.
+
avatar
0
  • IWRY
  • 21 марта 2025, 13:38
Имеет ли смысл замена Li-ion на Na-ion...
Видимо, в стационарных или не требующих предельной портативности приложениях, типа всяких уличных светильников и камер СВН, когда удельная ёмкость аккумулятора не критически важна, замена однозначно имеет смысл и, похоже, будет массово выполняться производителями в ближайшее время, поскольку по прочим параметрам Na-ion уделывает литий просто феерически.
+
avatar
0
  • kvarkk
  • 21 марта 2025, 14:08
А еще — в уличных датчиках температуры/влажности с радиоканалом.
+
avatar
+1
  • kvarkk
  • 21 марта 2025, 14:05
В прошлой жизни в биосах ряда буков от Сони была забавная дефолтная установка «Заряд до 80% емкости от номинальной (до 3.95В)». При этом утверждалось, что ресурс батареи увеличится в 1.5...2 раза.
Ничего забавного, отличная фича для случаев, когда ноутбук большую часть времени проводит при подключении к зарядке. Кстати, Samsung ее начала использовать одной из первых. В наши дни Dell и HP ее активно применяют, причем и более продвинутом, адаптивном варианте: максимальный уровень заряда ограничивается в зависимости от температуры АКБ, степени ее износа, а также типовых сценариев использования.
+
avatar
0
  • IWRY
  • 21 марта 2025, 14:25
Собсна, Самсунг и в смартах такое использует:
+
avatar
+1
для видеорегистраторов в автомобиле с Li-ion тоже актуально зимой! Каждый раз домой забирать регик не комильфо…
+
avatar
0
  • Shiru
  • 21 марта 2025, 17:57
Для экшен камеры актуально. Я пару раз зимой покатался, аккумулятор больше не заряжается.
+
avatar
0
  • vlo
  • 21 марта 2025, 18:54
непонятно — обычно во время покатушек его разряжают. и проблемы тут только у потребителя, а не батареи.
+
avatar
0
имхо потеря емкости не стоит любых плюсов у натрия для обычного пользователя. Всякую экзотику заряда/разряда при глубоком минусе надо смотреть отдельно. Возможно там вообще будет лучше LTO
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.