Как устроена угольная педаль регулировки обротов электропривода раритетной швейной машинки

Задумал я купить себе швейную машинку. Нашел на барахолке объявление о продаже машинки с электроприводом. Приехал — вроде неплохое состояние, но не работает, что-то с педалью. Я же электрик, разберусь, забрал машинку. Под катом вскрытие раритета.
Сама машинка выглядит так, шьет без проблем.
Машинка укомплектована электроприводом МШ-2
Мощность 40 ватт
8 р 50 к, 1985 год.
Но вернемся к нашим баранам педали.
Электропривод приводится в движение педалью.
На верхней части педали есть фиксированный выступ и рядом с ним кнопка, которая регулирует обороты.


У педали такая вилочка.

Заменил на нормальную, подходящую ко всем современным розеткам.

Снял верхнюю часть педали.
Внутри два конденсатора и что-то похожее на большой керамический резистор. И оторван один провод.
В левой части педали есть коромысло, которое через П-образную пластину давит на ось. На фото я снял керамический резистор и посередине него эта пластина.
Пластина тянет ось, которая в свою очередь нажимает на пружину и две пластины — стальная и медная.
Эти пластины в свою очередь давят внутрь контактов керамического резистора
Я думал, что у этой педали всего две скорости — когда педаль касается контактов в резисторе, то медленная скорость, а при более сильном нажатии круг замыкает контакты резистора, шунтирует его, и мотор работает на полную мощность.
Но все немного не так. Внутри цементного резистора находится две стопки угольных дисков и при нажатии на них пачка дисков уменьшает сопротивление. Вот видны эти диски и рядом лежит верхний контакт, который их держал.
Бывает, что эти диски сломаны и тогда нужно их заменить. Убирают сломанные диски и заменяют их пространство обычными таблетками активированного угля. Или шайбой, лучше медной.
У меня с дисками все в порядке, поэтому собираю резистор, фиксирую провод на выходе педали и проверяю.
При небольшом нажатии на педаль мотор издает гул, «ноет», но не крутится. При дальнейшем нажатии педали мотор стартует бодро, но если приноровиться, то в самом начале хода педали можно поймать малые оборота мотора. Но эта вариабельность находится в самом начале нажатия, можно выразиться, что кривая регулирования педали логарифмическая — чуть нажал, крутит медленно, еще чуть — срывается на максимальные обороты. Шить неудобно, заказал китайскую педаль с WB.
Сама машинка выглядит так, шьет без проблем.




Электропривод приводится в движение педалью.
На верхней части педали есть фиксированный выступ и рядом с ним кнопка, которая регулирует обороты.


У педали такая вилочка.



Снял верхнюю часть педали.
Внутри два конденсатора и что-то похожее на большой керамический резистор. И оторван один провод.




![]() | ![]() |
Но все немного не так. Внутри цементного резистора находится две стопки угольных дисков и при нажатии на них пачка дисков уменьшает сопротивление. Вот видны эти диски и рядом лежит верхний контакт, который их держал.

У меня с дисками все в порядке, поэтому собираю резистор, фиксирую провод на выходе педали и проверяю.
При небольшом нажатии на педаль мотор издает гул, «ноет», но не крутится. При дальнейшем нажатии педали мотор стартует бодро, но если приноровиться, то в самом начале хода педали можно поймать малые оборота мотора. Но эта вариабельность находится в самом начале нажатия, можно выразиться, что кривая регулирования педали логарифмическая — чуть нажал, крутит медленно, еще чуть — срывается на максимальные обороты. Шить неудобно, заказал китайскую педаль с WB.
Самые обсуждаемые обзоры
+94 |
4107
67
|
Пользовался я такой педалью, мало того, что она была супернадежная — она еще и по регулировке скорости от нажатия была удобней электронных.
А уж если в электронных в качестве датчика нажатия на педаль стояли переменные резисторы — то вообще мрак…
www.wildberries.ru/catalog/309137086/detail.aspx?targetUrl=SP
Мне пришла вчера. Но она тоже угольная, такой же принцип действия…
Но корпус металлический, добротный под переделку.
У этого же продавца педаль с электроникой внутри, с резистором 450-500 руб.
Вот в сетевой рознице: www.igla.ru/catalog/sku_11059813222/ «Электропривод швейный Jegon 150W», 1453 рубля. Фото там нет, что это именно коллекторный моторчик с угольной педалью — верьте на слово, я сам купил и разбирал.
а еще пружина — зачем? она их сожмет и уменьшит минимальное сопротивление. плоская пружина между педалью и стопкой тут и так есть.
Что проблема заменить переменный резистор или купить новую педаль? Конечно лучше играться с педалькой, в которой фиг подберешь нужную скорость. Куда там современным машинкам.
Вообще забавляет, как технологическую отсталость оправдывают надежностью. Ну да, а УАЗ Буханку до сих варят вкривь вкось, обычным электродом и без зачистки красят. Тоже исключительно для надежности.
Чтоб получился человек.
А вот «Буханку» он не трогал,
Та сразу вышла хорошо.
Отчего лом самый надежный инструмент в мире? Потому что в нем нечему ломаться.
Хотя если нарушить технологию производства можно и лом сломать.
Но дело в другом. Чем проще система, тем она надежнее.
Если нужна надежность, делайте проще.
Если гнутый не сильно, то при помощи кувалды и какой-то матери выпрямляется. Если сильно — проще распилить и сварить.
В 1988 году мать купила новую подольскую машинку (хотя есть ножной Зингер), которая проработав месяц перестала шить. Потащили с отцом в гарантийную мастерскую, где им сказали что починить не могут, т.к. это «заводской брак» и предложили самим отправить почтой на завод (в Подольск). Отправлять кучу железяк почтой даже в союзе было несколько дороговато, поэтому мать решилась дождаться меня, благо вернуться из армии я должен был через пару месяцев. Вернулся, открыл, закрутил один винтик из-за которого не прокручивалась какая то ось и не передавала движение дальше и с тех пор машинка работает (ну иногда чистил, т.к. масляный механизм забивается ворсом с ниток и ткани). Как там выше написано? Карл! Один винт!
Купил новый ремень, всё промыл и смазал.
На ютубе нашел пару роликов по обслуживанию и настройке, из которых стало понятно что за что отвечает. Прекрасная машинка: джинса, кожа, брезент. И из-за вертикального челнока стежки в строчке прямые.
А продаются за бесценок.
В сабже вообще по сути заводской «колхоз». Это можно было бы понять, как временное решение, что тупо моторчик к машинке с ножным приводом пристроили и педальку кое-как на коленке сделали для proof of concept, но не выпускать же это десятилетиями.
В какой-то момент почти все крупные производители бытовых швейных машин разорились, читал, что из-за изобилия готовой одежды. Зингер, Подольск и ещё кто-то там был.
Т.к. это «для понимания», то непонятно, почему вы машинку 2000 — х годов выпуска выдаете за 1965? Это модель Kenmore 385 (Kenmore 385.1274180 385.1264180 385.1254180)
www.txantiquemall.com/kenmore-sewing-machine/
Откуда взялся 1965 год?
(Народ доверчивый уже кучу плюсов налепил. На момент написания + 18)
правда есть сомнения, что управляющий резистор будет иметь сравнимый ресурс со стопкой шайб.
В сочетании с электрическими параметрами современных симисторов и вся педаль «вечная» получится, если за мотором следить
А стопка шайб хороша разве что низкой стоимостью (а вот фактическая доступность сегодня — большой вопрос). Насчет долговечности я очень сомневаюсь, она ж греться должна на низких оборотах, плюс механические нагрузки, а материал хрупкий. Вся конструкция предполагает простую замену
Если заморочиться, то наверное несложно сделать педаль на основе линейного датчика холла и магнита. Как на педалях и ручках газа электротранспорта.
Приносим технологии ЭКГ-4 в швейную машинку :)
Ещё можно сделать РКСУ — реостатно-контракторное управление, которое щёлкает и хлопает контакторами в старых троллейбусах.
По мне это самые замороченные технологии управления электроприводом, которых можно применить здесь :)
а на деле выше давали ссылку на дешевую современную педальку — там линейный переменный резистор стоит.
Я как то педаль вертиаса ремонтировал — те же столбики.
В процессе нужно было активно подруливать потому что машина неспособна была ехать ровно (видимо те же люфты). Машина была в принципе ухожена но не в идеал (если это возможно вообще для такого авто).
Есть ещё старенький УАЗ, требующий ремонта привода дросселя, где из-за изношенных пластмассовых втулок поперечный валик сначала наклоняется и только потом поворачивается, попутно выбирая все люфты в довольно сложном приводе :). У друга же есть ГАЗ-21 с рычагом на руле, так там до КПП вообще адская механика, достойная скорее какого-то кларнета %)))
Компактные фрикционы же ищу для будущей РУ модели механического экскаватора, которого иначе ещё называют фрикционным, хочется иметь две реалистично работающие фрикционные лебёдки.
Этот мотор изначально 50х годов…
И вообще, дурацкое устройство, цикл закончился, но жди пару минут, дергай дверку, пока оно раздуплится. А мне убегать надо, электричка меня ждать не будет, в итоге часто постиранное остается в баке до прихода с работы.
В современных вроде электромагнитная блокировка, без мозго2.718бли.
Но запомнилось, как его покупал в Минске и у меня требовали паспорт.
Я даже сначала не понял, почему. Оказалось, как водку, без местной прописки нельзя.
У меня точно есть паяльник и прямые руки, остальное не важно.
Перепаять разъем дело 15 минут.
Может ли что-то пойти не так? Думаю всё срастётся)
Автор пиши проще про уголь — в связи с неисправностью реостата отсутствовал уверенный старт и плавный набор оборотов двигателем в зависимости от степени нажатия на педаль…
всю жизнь строчил на немецкой машинке 50х годов и это космос с такими подольскими
Что касается угольной педали — не стоит критиковать их как «отстой» совковой эры. Такие педали в то время делали многие зарубежные производители. Надежность их очень высокая и ремонт простой. Почитайте об этом большущий раздел на Chipmaker. Делать электронные педали на основе резистора не стоит. Он выйдет из строя довольно быстро. Я испытал схему педали на контроллере AVR с применением в качестве задатчика оборотов в двух вариантах. 1- аналоговый датчик Холла. 2- фоторезистор. Оба работают одинаково хорошо. Схема отработана, но корпус педали еще не доделал.
Или перенести ее на универсальную розетку, управляемую педалью — розетка и для швейной машинки и для дремеля.
Работой петельной машины скорее всего заведует что-то типа кулачкового вала, программных шестерён и вся механика наверняка работает от единого привода.
— ась??
— не слышу??