Авторизация
Регистрация

Напомнить пароль

Как устроена угольная педаль регулировки обротов электропривода раритетной швейной машинки

Задумал я купить себе швейную машинку. Нашел на барахолке объявление о продаже машинки с электроприводом. Приехал — вроде неплохое состояние, но не работает, что-то с педалью. Я же электрик, разберусь, забрал машинку. Под катом вскрытие раритета.

Сама машинка выглядит так, шьет без проблем.
Машинка укомплектована электроприводом МШ-2
Мощность 40 ватт
8 р 50 к, 1985 год.
Но вернемся к нашим баранам педали.
Электропривод приводится в движение педалью.
На верхней части педали есть фиксированный выступ и рядом с ним кнопка, которая регулирует обороты.

У педали такая вилочка.
Заменил на нормальную, подходящую ко всем современным розеткам.

Снял верхнюю часть педали.
Внутри два конденсатора и что-то похожее на большой керамический резистор. И оторван один провод.
В левой части педали есть коромысло, которое через П-образную пластину давит на ось. На фото я снял керамический резистор и посередине него эта пластина.
Пластина тянет ось, которая в свою очередь нажимает на пружину и две пластины — стальная и медная.
Эти пластины в свою очередь давят внутрь контактов керамического резистора
Я думал, что у этой педали всего две скорости — когда педаль касается контактов в резисторе, то медленная скорость, а при более сильном нажатии круг замыкает контакты резистора, шунтирует его, и мотор работает на полную мощность.


Но все немного не так. Внутри цементного резистора находится две стопки угольных дисков и при нажатии на них пачка дисков уменьшает сопротивление. Вот видны эти диски и рядом лежит верхний контакт, который их держал.
Бывает, что эти диски сломаны и тогда нужно их заменить. Убирают сломанные диски и заменяют их пространство обычными таблетками активированного угля. Или шайбой, лучше медной.
У меня с дисками все в порядке, поэтому собираю резистор, фиксирую провод на выходе педали и проверяю.
При небольшом нажатии на педаль мотор издает гул, «ноет», но не крутится. При дальнейшем нажатии педали мотор стартует бодро, но если приноровиться, то в самом начале хода педали можно поймать малые оборота мотора. Но эта вариабельность находится в самом начале нажатия, можно выразиться, что кривая регулирования педали логарифмическая — чуть нажал, крутит медленно, еще чуть — срывается на максимальные обороты. Шить неудобно, заказал китайскую педаль с WB.
Добавить в избранное
+23 +26
свернутьразвернуть
Комментарии (22)
RSS
+
avatar
+3
  • Igor_Hi
  • 22 августа 2025, 11:21
Технологии которые мы потеряли
+
avatar
+3
  • DVANru
  • 22 августа 2025, 11:41
Технологии которые мы потеряли
Нет, не все потеряно, еще остались на планете места, где древние технологии бережно сохраняются!
+
avatar
+7
Потеряли, и слава богу.
+
avatar
+1
еще чуть — срывается на максимальные обороты.
А если в стопку добавить пружину того же диаметра? Возможно, пружина позволит мягче прожимать в бОльшем диапазоне надавливания.
+
avatar
+7
  • DingoTM
  • 22 августа 2025, 11:34
Одна тысяча девятьсот восемьдесят пятый год! 1985!, Карл! Это точно нельзя называть 'потеряными технологиями'… Это мрак, тлен и непросветное уныние… 1985 год и регулировка оборотов угольным резистором в 'бетонной' гильзе… Толко и можно подумать про плановую экономику и то, что в 1957 году сказали — у на будут 23 милионов швей и надо произвести для них оборудование… Вот и продавали до 1985…
+
avatar
-3
  • HAPKO3
  • 22 августа 2025, 11:45
Чем проще, тем надежнее. Вы уверены, что через 40 лет будет возможно починить и использовать педаль на современных технологиях? А эта и в 2085 году будет ремонтопригодна.
+
avatar
+6
  • vovanium
  • 22 августа 2025, 11:55
Так иголкой с ниткой шейте, ещё надежнее :)
Что проблема заменить переменный резистор или купить новую педаль? Конечно лучше играться с педалькой, в которой фиг подберешь нужную скорость. Куда там современным машинкам.

Вообще забавляет, как технологическую отсталость оправдывают надежностью. Ну да, а УАЗ Буханку до сих варят вкривь вкось, обычным электродом и без зачистки красят. Тоже исключительно для надежности.
+
avatar
+3
  • vovanium
  • 22 августа 2025, 12:14
Для понимания швейная машинка загнивающего запада 1965 года, уже выглядит почти как современные, только экранчика не хватает, куча разных видов строчки, нормальная педаль, и т.п.
+
avatar
0
подольские машинки тоже много чего могли, видел бумажную книжку от такой, листал и удивлялся. Это всё с высокой вероятностью наследие Зингеров (а подольские как будто бы вообще копия, то ли лицензионная, то ли трофейная), ну корпус новый буржуи нарисовали, красивый и удобный, отлично, в СССР подобное делали тоже, пусть несколько позже
+
avatar
0
  • bobeg
  • 22 августа 2025, 12:40
Вот только настраивать эти машинки никто не берется, почему-то. Оверлок Janome мастер с удовольствием взял в ремонт, а при виде Подолськ-142 начал креститься и пятиться назад.
+
avatar
+1
  • AntonKho
  • 22 августа 2025, 12:13
Предложите дешевый аналог педали/двигателя на тогдашней элементной базе. И да, банальный тиристор стоил дороже угольного столбика.
Я как то педаль вертиаса ремонтировал — те же столбики.
+
avatar
+1
  • vovanium
  • 22 августа 2025, 12:19
Так смысл именно в дешевой, где основная функция почти не работает? Нужна дешевая, есть с ножным приводом, или вообще иголка с ниткой. Вы бы ездили на машине, где регулировка скорости происходит так: очень медленно, чуть сильнее нажал — полный газ?
+
avatar
0
  • UAM
  • 22 августа 2025, 11:41
Был у нас такой привод. И я даже его разбирал, чтобы понять, как работает.
Но запомнилось, как его покупал в Минске и у меня требовали паспорт.
Я даже сначала не понял, почему. Оказалось, как водку, без местной прописки нельзя.
+
avatar
0
  • constob
  • 22 августа 2025, 11:44
Тоже была такая проблема но с педалью от чайки. Каждую шайбу с двух сторон на мелкой наждачке пошлифовал, несколько сломанных выкинул без замены. и плавность оборотов при нажатии появилась, а то тоже стартовала как бешенная. Мать мучилась с ней 20 лет.
+
avatar
+1
Мать мучилась с ней 20 лет.
Цена вопроса 382 ₽ на WB
+
avatar
0
  • avihome
  • 22 августа 2025, 11:53
А там точно в списке совместимых есть ваша машинка? ;)
+
avatar
+2
Педаль под 220, мотор у машинки тоже.
У меня точно есть паяльник и прямые руки, остальное не важно.
Перепаять разъем дело 15 минут.
+
avatar
0
  • avihome
  • 22 августа 2025, 12:08
Так шутка же ;)
Педаль под 220, мотор у машинки тоже.
Может ли что-то пойти не так? Думаю всё срастётся)
+
avatar
0
  • IGeras
  • 22 августа 2025, 11:56
Я года четыре назад подобный ремонтировал. Регулятор оборов круткомера FY-16B, венгерского производства. До сих пор в работе. Ремонт заключался в проведении полного ТО, полностью разобрал, механику отрегулировал. Самый геморрой был с этими дисками. Их много, и каждый был очищен спиртом от угольной пыли. После этого педаль заработала как новая. Говорю — купите новую, на электронике, я заменю. В ответ — «Денех нет!».
+
avatar
+4
Говорю — купите новую, на электронике, я заменю. В ответ — «Денех нет!».
Так педаль с электронной начинкой стоит дешевле, чем работа, по чистке и регулировке старой.
+
avatar
0
  • ub3gad
  • 22 августа 2025, 12:36
100% знакомых бы с таким послал, а родственникам сам купил, чтобы время на это не тратить.
+
avatar
0
  • Lenny
  • 22 августа 2025, 12:46
Лучший привод для швейки TUR 2. Польского производства.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.