Ремонт ИБП Powercom IMD-825AP или "беда не приходит одна"
Опишу свою историю ремонта бесперебойника (также подойдёт для других моделей этой серии), в котором сошлось сразу несколько проблем.
Сразу скажу, что мои знания аналоговой схемотехники крайне скудные, я даже «Юный радиолюбитель» Борисова в своё время до конца не дочитал. Так что это некомпетентный ремонт.
Данный прибор я использую уже около 10 лет, за это время дважды менял в нём батарею.
Но вот однажды застал бесперебойник полностью выключенным (хотя и подключенным к сети). С кнопки он стартовал от батареи на секунду-две, и снова отключался. То есть батарея разряжена, ИБП не переходит на питание от сети.
Как выяснилось, перед этим было отключение, он отработал батарею в ноль и погас. При появлении напряжения в сети не ожил.
Батарею вынул, прогнал цикл с помощью лабораторного блока питания и нагрузки из керамических резисторов — почти труп, тоже надо менять (отработала года три).
Сначала я подумал, может уже пора купить новый ИБП, но потом посмотрел цены на эту модель и фото внутренностей. Не понимаю за что там хотят такие деньги (более 10 тысяч рублей) там же из ценного только трансформатор, остальное всё как в электронике 90-х. Ниже фото платы, взятое на просторах.

Плата односторонняя, все элементы выводные, контроллер в здоровом корпусе, которому для полного антуража не хватает только УФ-окна, заклеенного изолентой. В общем явно не супертехнологичная и суперсовременная вещь и её себестоимость должна быть во много раз ниже её рыночной цены. Я бы посчитал оправданной цену в 2 раза выше цены трансформатора. Короче жаба категорически не одобрила, решил ремонтировать.
Разобрал корпус, для этого потребовалась очень длинная тонкая отвёртка, около 25 см для выкручивания 6 саморезов на дне «шахты» — крайне гнусное конструкторское решение, ещё бы сделали неклассическую головку, под какой-нибудь треугольник.
Посмотрел на плату, явного криминала нет, есть пару мест с подкопчёным текстолитом под резисторами, но вряд ли это причина.
Фото вышли так-себе (и делал я их уже после процедуры) но там сильно информативного ничего, скорее общий вид пациента.


Что может в первую очередь сломаться в электронике просто от времени — конечно электролиты. Первым делом выпаял наобум 4 штуки, замерил ёмкость и ESR — все считай трупы. У лучшего ёмкость в 2 раза ниже номинала, остальные сильно хуже. ESR у всех дикое.
В общем все на замену. Закупил комплект (11 штук, номиналы ниже), вышло менее 100 рублей. Также закупил новую батарею CSB HR1234W F2 (чуть более 2 тысяч рублей на ВИ)
Все запаял, включил прибор — всё ожило, переключается на батарею и обратно.
«Какой молодец, всё починил» — подумал самодовольный я, собрал всё назад и подключил потребителей.
Прошло пару дней. Я застал бесперебойник истерично непрерывно пищащим. Инструкция говорила, что это якобы перегруз по мощности на выходе. Но это точно не он, потребители там копеечные.
Я услышал, как кипит батарея. Как выяснилось — этот писк означал превышение напряжения на батарее.
Я опять разобрал и замерил — бесперебойник подаёт на батарею почти 18 вольт. Вот это номер…
Выяснилось, что за напряжение на батарее отвечает подстроечник VR1 на 500 Ом. Вот только у него не то что от времени окислился бегунок, у него общее сопротивление от края до края стало несколько сотен кОм.
При этом никто его не крутил все эти годы, он просто стоял в своей цепи и вдруг помер. И начал кипятить мою новую батарею.
Вот он, этот коварный тип гражданской наружности (нижнее фото такого же нового с просторов)


Подстроечника у меня в закромах не оказалось, я подобрал фиксированные 270 Ом.
Рабочее напряжение на батарее стало 13,35 В (чуть ниже номинала, но так батарея по идее должна прожить подольше).
Что странно, при выключенном ИБП (но подключенном в сеть) на контакты батареи приходит 13,8 В, что вроде как верхний предел для режима standby (то есть редкого эпизодического разряда, характерного для резервного питания)
После этого пару дней погонял всё в тестовом режиме, вроде странностей не заметил.
В итоге пришлось:
-сменить все электролиты
-заменить подстроечник
-купить новую батарею (и несколько её ушатать перезарядом)
На этом я решил ремонт и диагностику закончить, надеюсь продолжения не будет.
Если есть опытные люди, увидевшие какие-то грубые ошибки ремонта, требующие исправления — прошу написать в комментариях.
Сразу скажу, что мои знания аналоговой схемотехники крайне скудные, я даже «Юный радиолюбитель» Борисова в своё время до конца не дочитал. Так что это некомпетентный ремонт.
Данный прибор я использую уже около 10 лет, за это время дважды менял в нём батарею.
Но вот однажды застал бесперебойник полностью выключенным (хотя и подключенным к сети). С кнопки он стартовал от батареи на секунду-две, и снова отключался. То есть батарея разряжена, ИБП не переходит на питание от сети.
Как выяснилось, перед этим было отключение, он отработал батарею в ноль и погас. При появлении напряжения в сети не ожил.
Батарею вынул, прогнал цикл с помощью лабораторного блока питания и нагрузки из керамических резисторов — почти труп, тоже надо менять (отработала года три).
Сначала я подумал, может уже пора купить новый ИБП, но потом посмотрел цены на эту модель и фото внутренностей. Не понимаю за что там хотят такие деньги (более 10 тысяч рублей) там же из ценного только трансформатор, остальное всё как в электронике 90-х. Ниже фото платы, взятое на просторах.

Плата односторонняя, все элементы выводные, контроллер в здоровом корпусе, которому для полного антуража не хватает только УФ-окна, заклеенного изолентой. В общем явно не супертехнологичная и суперсовременная вещь и её себестоимость должна быть во много раз ниже её рыночной цены. Я бы посчитал оправданной цену в 2 раза выше цены трансформатора. Короче жаба категорически не одобрила, решил ремонтировать.
Разобрал корпус, для этого потребовалась очень длинная тонкая отвёртка, около 25 см для выкручивания 6 саморезов на дне «шахты» — крайне гнусное конструкторское решение, ещё бы сделали неклассическую головку, под какой-нибудь треугольник.
Посмотрел на плату, явного криминала нет, есть пару мест с подкопчёным текстолитом под резисторами, но вряд ли это причина.
Фото вышли так-себе (и делал я их уже после процедуры) но там сильно информативного ничего, скорее общий вид пациента.


Что может в первую очередь сломаться в электронике просто от времени — конечно электролиты. Первым делом выпаял наобум 4 штуки, замерил ёмкость и ESR — все считай трупы. У лучшего ёмкость в 2 раза ниже номинала, остальные сильно хуже. ESR у всех дикое.
В общем все на замену. Закупил комплект (11 штук, номиналы ниже), вышло менее 100 рублей. Также закупил новую батарею CSB HR1234W F2 (чуть более 2 тысяч рублей на ВИ)
Номиналы всех электролитических конденсаторов на плате
C21 2.2 мкФ 50 В
C27 4.7 мкФ 50 В
C7 4.7 мкФ 50 В
C25 10 мкФ 50 В
C10 10 мкФ 100 В
C28 22 мкФ 25 В
C9 22 мкФ 25 В
C24 22 мкФ 50 В
C23 100 мкФ 25 В
C13 100 мкФ 35 В
C12 220 мкФ 35 В
C27 4.7 мкФ 50 В
C7 4.7 мкФ 50 В
C25 10 мкФ 50 В
C10 10 мкФ 100 В
C28 22 мкФ 25 В
C9 22 мкФ 25 В
C24 22 мкФ 50 В
C23 100 мкФ 25 В
C13 100 мкФ 35 В
C12 220 мкФ 35 В
Все запаял, включил прибор — всё ожило, переключается на батарею и обратно.
«Какой молодец, всё починил» — подумал самодовольный я, собрал всё назад и подключил потребителей.
Прошло пару дней. Я застал бесперебойник истерично непрерывно пищащим. Инструкция говорила, что это якобы перегруз по мощности на выходе. Но это точно не он, потребители там копеечные.
Я услышал, как кипит батарея. Как выяснилось — этот писк означал превышение напряжения на батарее.
Я опять разобрал и замерил — бесперебойник подаёт на батарею почти 18 вольт. Вот это номер…
Выяснилось, что за напряжение на батарее отвечает подстроечник VR1 на 500 Ом. Вот только у него не то что от времени окислился бегунок, у него общее сопротивление от края до края стало несколько сотен кОм.
При этом никто его не крутил все эти годы, он просто стоял в своей цепи и вдруг помер. И начал кипятить мою новую батарею.
Вот он, этот коварный тип гражданской наружности (нижнее фото такого же нового с просторов)


Подстроечника у меня в закромах не оказалось, я подобрал фиксированные 270 Ом.
Рабочее напряжение на батарее стало 13,35 В (чуть ниже номинала, но так батарея по идее должна прожить подольше).
Что странно, при выключенном ИБП (но подключенном в сеть) на контакты батареи приходит 13,8 В, что вроде как верхний предел для режима standby (то есть редкого эпизодического разряда, характерного для резервного питания)
После этого пару дней погонял всё в тестовом режиме, вроде странностей не заметил.
В итоге пришлось:
-сменить все электролиты
-заменить подстроечник
-купить новую батарею (и несколько её ушатать перезарядом)
На этом я решил ремонт и диагностику закончить, надеюсь продолжения не будет.
Если есть опытные люди, увидевшие какие-то грубые ошибки ремонта, требующие исправления — прошу написать в комментариях.
Самые обсуждаемые обзоры
| +250 |
2655
116
|
| +49 |
2300
74
|
К тому же при стоимости кондёра около 5-7 рублей особо не накладно купить сразу 11 штук, если что будут про запас.