На любом форуме можно встретить тему а-ля «переделка S-90».
На PlusPda такой темы почему-то нет. Надо исправлять ситуацию.
— Так в СССР был целый институт акустики.
— Институт был, а толковой акустики… ©
1. Немного копипаста.
В продаже всегда есть хорошие, годные американские/европейские/японские трёхполосные колонки (акустические системы, сокращённо
АС), внешне похожие на S-90, но стоят они неприлично.
Есть другие советские годные колонки, куда лучше, чем S-90, но достать их, тем более в хорошем состоянии, сложнее, и стоить они будут ещё дороже.
А есть китайские АС (они могут иметь брендовое имя и красивый шильдик, но суть остаётся), которые продаются в DNS, «Эльдорадо», «М.Видео», «Comfy», «Фокстрот» и т.д.
Так вот, если выбор стоит между китайскими АС из этих магазинов и S-90, стоит брать S-90. Будет всяко лучше, чем выкинуть деньги коту под хвост и поставить, может, и красивенькие, но унылые китайские АС рядом с ЖК-телевизором, имитируя дорогую стерео систему.
Если нынешние колонки в принципе устраивают, а с деньгами туговато — лучше не тратить их.
Дело в том, что настоящего счастья от покупки S-90 не обретёшь. Если денег достаточно, то можно сразу перешагнуть через эту ступень и купить что-то хорошее. А вот если встроенные или бюджетные аудиосистемы не устраивают и
есть непреодолимое желание поковыряться паяльником, то вперед и с песней.
О покупке бу АС S-90
На ОЛХ, «Авито» и прочих интернетах средняя цена за пару — 7-10 000 руб., на радиорынках и у барыг — 13-15 000 руб. (от 1000 грн. по Украине). Не стоит забывать, что к этим колонкам нужно будет купить ещё и усилитель. Хотя возможна ситуация, когда в заваленном советским старьём павильоне радиорынка усатый дедок с хитрой рожей, мнящий себя великим знатоком тёплого лампового звука, будет ломить тыщ 17 и более. А резонное замечание, что эти колонки столько не стоят, воспримет как личную обиду. С такими эстетами разговор короткий.
В малых городах и селах сабж можно заполучить на рынке за копейки или в гараже у соседа за бутылку, поэтому колонки являются безусловным лидером в номинации (среднее) качество/цена (вообще мизерная). А вот в крупных городах вероятность халявы крайне мала, так как народ давно просек фишку и рассчитывает навариться на любителях модного сейчас винтажа по-крупному. К тому же, перекупщики не дремлют и все выгодные предложения тут же уходят им, а потом перепродаются с двойной или даже тройной наценкой.
Известные недостатки АС S-90:
1.
ВЧ-динамик.
2. Мегабас (странно, почему это отнесли к недостаткам).
3. Внутренняя разводка тонкими проводами.
4. Отвратительный среднечастотник. Смотрим журнал «Радио» № 8 за 1987 год и № 5 за 1995 год.
5. Бубнеж на низких частотах —
маловат объём корпуса для низкочастотника (просто требуется пересчитать ФИ).
6. Решётки на динамиках хотя и защищают бумажные диффузоры от детей, вносят только минусы в звук (верно для решёток НЧ динамиков).
7. Слабое демпфирование задней стенки (достаточно простучать стенки АС, чтобы убедиться в этом).
8. Значительное сопротивление катушки ФНЧ (0,6 Ом), из-за чего недостаточное демпфирование НЧ динамика (а во всём обвинили корпус).
2. Заводская схема АС S-90.
Программа моделирования Multisim 10 идеально считает всякие фильтры, начиная даже с ранних версий EWB512.
Поэтому грех ей не воспользоваться.
С целью упрощения динамики заменены активными нагрузками 4 Ом, 8 Ом и 16 Ом:
Инверсия полярности Гр.3 учтена в сумматоре А1.
Вот такая АЧХ:
и ФЧХ
С реальными динамиками, естественно, графики меняются в худшую сторону.
Посмотрев эти картинки, я немного обалдел и пошёл листать журналы Радио в поисках решения данного вопроса.
3. Доработка 35АС-015 на основе лестничного фильтра (Радио 1990 г. № 04 стр. 57).
Давно известное решение от автора из Днепропетровска.
Статья скопирована
всеми, кому не лень многими, но реальных отзывов что-то не видно.
Напомнило шутку: Народ, кто покупал альпинистское снаряжение на али? Вроде плохих отзывов нету. ))
Схема:
Автор утверждает:
"… В доработанной АС «Электроника» 35АС-015 применён так называемый лестничный фильтр всепропускающего типа шестого порядка.… Они удовлетворяют одновременно нескольким требованиям:
— обеспечивают плоскую суммарную АЧХ по напряжению
— симметричные характеристики направленности АС в области частот разделения фильтров
— малый уровень фазовых искажений
— фильтры
в наименьшей степени чувствительны к изменениям номиналов входящих в них элементов" ©
Последний пункт конечно же вызывает улыбку: а зачем тогда в схеме высокоточные катушки? ;)
Чем выше порядок фильтра, тем точнее должны быть номиналы. Иначе фильтр попросту не заработает должным образом.
Это с появлением EWB512 и подобных программ фильтр 6-го порядка способен рассчитать любой школьник.
А в далёкие 60-е, 70-е и даже 80-е расчётами фильтров занимались кандидаты мат.наук.
Включаем Multisim 10, смотрим:
АЧХ:
ФЧХ:
Мда, «малый уровень фазовых искажений» во всей красе. )
Посмотрев на картинки, желание повторить схему исчезло.
Да и мотать катушки с точностью 0,1% — спорное удовольствие.
Пусть даже автор и пишет «При оценке качества звучания переделанных АС все слушатели отмечали «лёгкость и прозрачность» звучания.»
Тень сомнения (а была ли собрана хоть кем-то схема) не покидает меня и сейчас.
4. Что есть ещё интересного по вопросам моделирования фильтров АС.
Очень основательная статья:
Проблема частотного разделения сигналов в акустических системах.
Это лучшее, что я встречал. Но это сегодня, а 25 лет назад у меня интернета не было.
5. Как бы переделать свои S-90, и при этом не напортачить?
В наличии было почти ничего. Конденсаторы какие-то были. И ещё много К73-17 1 мкФ и 2,2 мкФ.
Провод ф0,7мм и ф1мм немного.
Приборы — по минимуму:
— мультиметр DT830B
— самодельный генератор 20 Гц-20 кГц
— LС- метр неизвестной породы был позаимствован (не украден! именно взят на время) на работе, точность 2,5%;
— осциллограф С1-49 (использовался как частотомер, т.к. на генераторе просто крутилка);
Персонального компьютера и тем более измерительного микрофона дома не было. (
Вот при таких вводных пришлось стартовать.
Родные фильтры из АС были демонтированы. Решил их не разбирать, т.к. гарантий, что результат переделки порадует, никто не давал.
Надо было оставить путь для отступления.
6. Комплект динамиков в S-90.
Вариант «всё выкинуть и купить новые импортные» не рассматривался по понятным причинам.
НЧ динамик —
75 ГДН-1-4 (30 ГД-2)
К нему никаких претензий не было.
Только лишь пришлось снять защитную металлическую решётку, чтобы не звенела.
А вот рамка, закрывающая края решётки и корзину, осталась.
СЧ динамик —
20 ГДС-1-8 (15 ГД-11)
При тестовом прогоне динамика с генератора вылазит
крокодил резонансный (?) бугор в диапазоне 4,5 кГц (т.е. на частоте вблизи максимальной чувствительности слуха).
А на АЧХ «крокодила» нет:
Заниматься мракобесием (обклеивать корзину тряпочками, забивать ваткой пространство позади диффузора, обмазывать
кровью девственниц непонятно чем подвесы и т.д.) не приемлю.
«Не наш метод!» ©
Короче, СЧ динамики в мусор. Именно такие:
Из-за странного резонанса СЧ динамиков — специфичный звук АС S-90.
ВЧ динамик —
6 ГДВ-6-16 (10 ГД-35)
Частота основного резонанса: 2900 – 3600 Гц.
Злые языки утверждают, что причина плохого звука S-90 — именно из-за ВЧ динамиков.
Лично мне чихать на любые непроверенные мнения.
Берём генератор, УМ, подключаем динамик 10 ГД-35 и слушаем на небольшой мощности.
По ходу крутим регулировку частоты от 1кГц вверх по диапазону.
Частота основного резонанса легко находится на слух, всё соответствует паспортным данным.
Далее вверх по частотам: никаких сюрпризов вплоть до максимально слышимой частоты.
Проверил оба ВЧ динамика: всё ОК.
Защитные решётки СЧ и ВЧ динамиков оставил как есть, т.к. паразитных призвуков я из них «выбить» не смог.
7. Замена СЧ динамиков.
Как обычно, без проделок фортуны не обошлось.
Два человека (я и коллега по работе) были командированы в Харьков на какую-то выставку (промышленные приборы, автоматизация хим.производств).
Поезд прибыл около 6 утра, и до начала выставки было ещё время, чтобы заехать на Харьковский радиорынок.
СЧ динамики
20ГДШ-101 были куплены в количестве 6 штук (одна пара сотруднику, остальные — мне).
Вот с таким довеском мы посетили выставку, где набрали
халявных флешек еще несколько кг рекламных проспектов.
По прибытию домой СЧ динамик был проверен с генератора, чтобы убедиться в отсутствии «крокодилов».
Никаких сюрпризов, всё нормально. ))
Вот, вспомнил. Позже была ещё одна закупка 20ГДШ-101 (4шт.) для проекта, который так и не состоялся.
Куда разошлись динамики:
— 1-я пара в мои S-90
— 2-я пара в 35АС-015
— 3-я пара ещё в одни S-90 (2005 год; именно в 3-й паре был перечитан ФИ при использовании программы JBL).
— 4-я пара — в
25АС-132 Электроника (были уничтожены ребёнком, т.к. не было защитных решёток)
— 5-я пара — нашлась в кладовке, пролежав 25 лет
Интернет о них ничего толком не знает. Есть лишь обрывочные сведения об этой модели.
Упоминается, что это аналог 5 ГДШ-5-8.
Примечание: 25АС-132 Электроника — это клон
50АС-107 Электроника, выпускавшийся с 1987 года на Северодонецком заводе сопротивлений.
8. Схемы, которые считались потеряны:
На операционных усилителя собран вспомогательный сумматор и инвертор, имитирующий инверное подключение ВЧ динамика.
Из-за чего отличия в схемах? Не помню.
9. Фильтры.
Расчёт фильтров был сделан в симуляторе EWB512 по той же упрощённой методике, что и в примерах выше.
Все идеи — проще не придумаешь:
— отдать НЧ динамику диапазон, который он нормально воспроизводит (до 500-600 Гц)
— ФНЧ 1-го порядка (и деталей меньше, и точность намотки катушки не критична)
— отдать СЧ динамику всё от 500-600 Гц и выше до частот, которые он нормально воспроизводит (т.е. до 8-10 кГц)
— полосовой фильтр для СЧ динамика — также 1-го порядка (по тем же причинам)
— отдать ВЧ динамику всё выше 8-10 кГц
— фильтр для ВЧ динамика — 2-го порядка (задача: получить максимально возможное ослабление сигнала на частоте основного резонанса)
— получить суммарную АЧХ как можно ровнее
Сохранилась катушка НЧ фильтра, принимавшая участие в макетировании схемы:
Провод ф0,7мм. Сопротивление около 0,2 мм (в схеме из архива можно увидеть 0,2 Ом — это активное сопротивление катушки НЧ фильтра).
Когда же катушки были намотаны проводом ф1мм, сопротивление уменьшилось в 2 раза (т.е. 0,1 Ом).
Сопротивление катушки НЧ фильтра из S-90 (до сих пор хранится в кладовке) 0,6 Ом
Из-за уменьшения сопротивления катушки в 6 раз, понятное дело, улучшилось демпфирование НЧ динамика.
Как следствие, ушло НЧ бубнение.
Естественно, УМЗЧ и кабели к АС также отвечают за демпфирование не в последнюю очередь.
10. И снова Multisim.
Окончательная схема:
R1, R3, R4 — соответственно НЧ, СЧ, ВЧ динамики.
АЧХ:
ФЧХ:
Намного ровней, чем я видел у других схем. ))
«Идеальной ФЧХ любого фильтра, в том числе и разделительного, можно было бы считать нулевую (отсутствие временной задержки) либо линейно нарастающую (постоянная задержка на всех частотах).
Среди тех фильтров, которые могут применяться в качестве разделительных, только фильтр 1-го порядка имеет идеальную ФЧХ.
Как итог – форма сигнала, прошедшего АС с разделительными фильтрами 1-го порядка, имеет больше шансов остаться неискаженной, чем, скажем, с фильтрами 3-го порядка. Однако понятно, что решение главной задачи – фильтрации и частотного разделения – с фильтрами столь малого порядка затруднительно.
ГВЗ – тоже частотная характеристика, представляющая производную ФЧХ по частоте как функцию опять же частоты. Резкие колебания ГВЗ свидетельствуют о возможности разных задержек составляющих реального сигнала, имеющих разные частоты: сигнал исказит свою форму, как говорят акустики, «рассыплется».
Барабан будет уже не барабан, пиццикато – не пиццикато.» ©
Концепция реализована. Получена линейно нарастающая ФЧХ.
НЧ фильтр (ФНЧ). Полоса пропускания по уровню -3 дБ до 640 Гц:
СЧ фильтр. Полоса пропускания примерно от 600 Гц до 5 кГц:
Фильтр ВЧ (ФВЧ). Ослабление на частоте основного резонанса ВЧ динамика -21 дБ:
Полоса пропускания ФВЧ по уровню -3 дБ (от -0,5 на 20 кГц) от 10 кГц:
11. И так, схема есть. Любой желающий может переделать свои S-90.
Последовательность переделки:
1. Открутить динамики, демонтировать фильтры.
2. Намотать катушки при использовании LC-метра (катушки фильтров СЧ и ВЧ динамиков можно получить отматыванием витков L2 и L4; можно и L1 отмотать до 1мГн, это вам решать).
3. Собрать(спаять) фильтры и установить их в корпуса АС.
4. Установить динамики (на тонкий слой сантехнического герметика).
5. (Опционально) заменить разъёмы для подключения кабелей к АС на что-то современное:
6. (Опционально) заглушить заднюю стенку АС
вибропоглощающим покрытием.
7. Сечение проводов для монтажа внутри — не обязательно 4 кв.мм, можно ограничиться 1,5 кв. мм.
12. Важный момент при сборке.
При пайке проводов к ВЧ динамику возник вопрос, где же "+" и "-" на маркировке.
Не надо гадать или делать пометки маркером при демонтаже динамика (при сборке провода могли попросту припаять «от балды»).
Правило «на авось» или «50 на 50» тут не поможет.
Когда собрана плата фильтров, необходимо подключить СЧ динамик (к фильтру), соблюдая полярность.
Динамик ВЧ следует подключить к ФВЧ через двойной микрик (или аналогичный тумблер):
Это требуется для быстрой смены полярности при подключении ВЧ динамика.
Далее СЧ динамик (с пластиковым «стаканом») и ВЧ динамик следует расположить рядом в одной плоскости.
И включить какую-либо музыкальную композицию, содержащую достаточно ВЧ.
При нажатии кнопки разницу слышно сразу же. После чего можно маркером поставить жирную точку на ВЧ динамике. ))
«И смотри не перепутай, Кутузов!» ©
13. Замеры измерительным микрофоном переделанных S-90.
Коэффициент гармоник (это гармоники 20ГДШ-101 и от УМ — всё вместе; от кого больше — фз):
14. Конец истории.
Фото моих S-90 в 2015 году незадолго до продажи:
Защитные решётки были установлены обратно в 2006-м году после рождения сына.
После 2006г. АС эксплуатировались мало, и в 2015-м отправились новому владельцу.
Да, я иногда жалею, что продал S-90. Надо было оставить для экспериментов.
Но прошлого уже не вернуть…
Желаю всем применять только проверенные схемы и решения!
Дополнение от 13.02.2021.
Объём пластикового «стакана» для СЧ динамика колонки S-90 составляет 1,82 л.
Замер выполнен посредством наполнения стакана водой с последующим опорожнением мерным стаканом.
И вот однажды они мне подвернулись по сходной цене, что-то около 14.000 рублей (это было лет пять назад), в очень хорошем состоянии. Я не удержался и приобрел их и был восхищен красотой, шикарным низкочастотником, модной решеточкой на ВЧ-динамике, целых 4-ре полосы с суперпищалкой! Вещь, подумал я!
Среднечастотник произвел впечатление динамика из китайской мыльницы типа «Panashiba», середина вообще провалена, можно сказать ее там нет совсем.
и тд
ucrazy.ru/interesting/1582519916-krasivye-snaruzhi-uzhasnye-na-zvuk-mechta-sovetskogo-melomana-sansui-s-65.html
Но когда я их подключил к усилителю, то простите я был раздавлен отвратительным звучанием! Высокочастотники что-то «цыкали», какую-то звонкую кашу! Ручка переключателя режимов лишь подкидывала грязи той или иной частоты.
VAssya10, так что же Вы купили взамен сабжу?
:)
Ниже 60ти не играют и выше 12т то же, не глядя на четырехполосность.
Супертвитер — кругляшка из пьезокерамики — практически звуков не издает,
средник и как бы ВЧ — на уровне динамиков из китайской мыльницы…
НЧ — высокодобротный, на щит или в ОЯ — но его воткнули в ФИ.
Корпус хлипкий, подыгрывает заметно на одной и той же неприятной ноте.
А кроссовер вы видели? Несколько резисторов и неполярных электролитов прибитых скобобоем к задней стенке за выводы©
ps: эпопею с переделкой тоже прошел. потом продал
Эти доработки были массовым увлечением в 1980е и начале1990х.
ТОгда выбора особого не было, ни по акустике, ни по динамикам.
Потом полностью потеряли смысл.
https://aliexpress.ru/item/item/32966294064.html
Это расхожее мнение недалеких людей, мнящих себя экспертами.
В реальности звук зависит от всей цепочки: звуковой материал, источник звука, усилитель и колонки. С первыми двумя в эпоху S-90 было очень плохо. Плюс презрение ко всему советскому в эпоху возможности купить импортное (а это-же лучше по-определению!). А сами колонки были рассчитаны весьма неплохо, потому и сегодня с хорошим ЦАП-ом и усилком звучат достойно.
Гараж, открытые ворота, шкафы, автомобиль. Все это способствует уменьшению отражений и резонансов. Вот итальянцу и зашло.
Не раз убеждался, что акустика на открытом воздухе звучит горадо приятнее чем в помещении.
Что ничуть не умоляет того факта, что основной аккустический диапазон на «три с минусом», за счет отвратительного по качеству среднечастотника. А на ранних версиях и ВЧ тоже, благо оно не так критично. Ты хоть напрямую с винила звук снимай, а фундаментальной проблемы железа оно не решит.
И таки да — размещение колонок в гараже, конечно самым благоприятным образом сказывается как на акустике помещения, так и на деревянном корпусе самих колонок. ))) Про внутрянку мы даже не говорим )) После пары лет в таком режиме любой итальянец, сливший… цитирую: «мешок евро на навороченную аккустику из Германии» будет поражен качеством звучания в общем-то средненькой АС, тридцатилетней давности. ))
Вообще-то Латвийская «Радиотехника» всегда считалась производителем высокого уровня, так что тут попытка сыграть на антисоветской истерии у тебя провалилась. Старайся лучше.
И на балконах еще.
PSю Товарищу klop надо было еще и гараж в довесок к S-90 продавать тому «итальянцу», разом бы с выгодой избавился от кучи мусора… ;)
купленных в БДСМ салоне шипахвыточенных на заказ антивибрационных опор.U-7101-stereo (U-101-stereo)
U-7111-stereo
U-7112-stereo
UP-001-stereo
Kassettdekid:
MP-201-stereo
MP-7201-stereo
MP-7301m-stereo
MP-7210-stereo
MP-7220-stereo
Tuunerid:
T-101-stereo
PL,KL, LL1, LL2, ULL, tundlikkus ULL 5 mkV, tundlikkus PL-LL 100 mkV, ULL esitusriba 31,5 – 15 000 Hz, mõõtmed 430x360x92 mm, mass 6,5 kg
Т-7101-stereo
T-7111-stereo
T-7111FS-stereo
Plaadimängijad:
EP-101 stereo
Transistorraadiod:
RP-625 (1974)
Kõlarid
AS-seeria
AC 80-1-1
AC 80-2-1
10AC-221
35AC-001
35AC-012
35AC-212
S-seeria
S-20
S-20B
S-30 (AC-221;AC-222)
S-30B
S-50B
S-90 (35AC-212 kahe lülitiga; 35AC-012 ühe lülitiga)
S-90B
nimivõimsus 35 W, passivõimsus 90 W, takistus 8 Ω, sagedusala 25 – 25 000 Hz, tundlikkus 86 dB, mõõtmed 360x710x285 mm, mass 25 kg
S-90D S-100D
S-90F
S-20K, S-30K, S-40K, S-90K
S-40M
S-250M
S-125J
S-125
S-150 (SuperSound)
S-30D6
S-90L
S-50L
S-40L
S-400
S-300
S-500
S-300P
S-300P1
SM-300
H-seeria
H-80
H-125
H-150
BS-seeria
BS-30, BS-40, BS-50, BS-80, BS-90
BS-801
BS-901
BS-701
BL-seeria
BL-40S
BL-903
BL-503
BL-350
BL-8120
BL-1000
BL-505
BL-305
BL-905
BL-50
BL-90
SL-seeria
SL-100
SL-150
SL-200
Baltika seeria
Baltika-30
Baltika-50
Rigonda seeria
Rigonda-5.1
Rigonda-3.1
Rigonda-2.1
SW-seeria
SW-400
SW-350
SW-100
CS-seeria
CS-6
CS-C2
Косяк «девяностой» заключался в том, что это до неё RRR не занимался созданием АС такого уровня и конечно же, первый блин вышел слегка мятым. И его бы обязательно довели до ума, но какие времена на дворе-то стояли? Застой, плавно переходящий в перестройку, а та переходящая в распилку. Кому там было дело до каких-то средних частот на каких-то колонках?
Между прочим, звук у этого пятиваттного шифоньера был получше, чем у сабжа, не говоря уже о чувствительности — всего 5 Вт, а пары хватало на целый кинозал.
Этот справочник 1989 года, но не устарел. Появились новые материалы и технологии, но суть осталась. Алдошина описала и фирменные динамики для проф. применения. Алтек, пиви, блэквидум и т.д. Извините что пишу русское произношение. Когда после нескольких лет работы 15" и 18" дюймовых динамиков, посыпались гибкие выводы, заменил их многожильным МГТФ. У Алдошиной этот момент и описан. Больше проблем с этим не было. Дома слушаю старую 3-х полосную акустику от Виктории-001. На низкочастотниках также заменил выводы на косичку из 3-х тонких проводов МГТФ (не помню сечение). Призвуков не наблюдаю, можете сами испытать.
Летят ВЧ и СЧ головки в основном по «дури», мало высоких, возбуд и прочие моменты. Моя акустика работает с 1976 года. Можете кидать в меня «тапки»!
Разница в звучании очень заметна. Феррит быстро входит в насыщение. Здесь много грамотных людей, наверняка владеют такими знаниями.
я лично не успел влюбиться в советскую технику, потому как в наших провинциях было только какое-то, ну вы поняли)
в общем нормальные бобинники и проигрыватели винила, но без восторга, и акустика соответствующая (сейчас уже не помню, но даже не S30 не то что S90
ПС. Пардон, специально погуглил, и нагуглил картинки парных S-90. Со странной решёткой порта фазоинвертора.
Никогда таких не видел, а видел я эти колонки сотнями.
ППС — в обзоре как раз непарные, судя по решётке ФИ.
Вот такой акустики делали в Харькове 6 комплектов. Осталось у меня 4 шт.
Математические фильтры и электрические фильтры и другие рассматриваются в других науках.
П.С. В частности: в Рижском RRR, где выпускали S90, расчеты фильтров производили (с помощью логарифмических линеек) специалисты по электроакустике, которые учились в свое время в ЛИКИ. Обучал их сам Вахитов Я. Ш., и называли они электроакустику «Вахистика».
перемудрили вы с логарифмической линейкой! Мой самый любимый справочник радиолюбителя, со школьной скамьи.
и считал фильтры для акустики по этим формулам, проверялось нч генератором и осциллографом.
Катушки фильтров после расчета мотал с запасом. А после уже отматывал витки до нужной частоты раздела. Резонансы самих динамиков тоже не одинаковы. В профработе использовал 4-х полосную акустическую систему: 3-и полосы через кроссовер с регулировкой частот раздела. 4-я полоса (твитеры) через 2-х звенный фильтр на 8 кгц.
Не нравится мне, когда хаят всё то, что было создано вашими родителями, а может быть и дедом. На всё своё время, на то она и история нашей жизни. Мечтал иметь анализатор спектра для настройки порталов, были с культурным обменом в зап. Германии где коллеги звуковики на моё желание покачали головой. Лучший анализатор это УШИ! Таков был их ответ.
Уважаю кто своими руками что-то делает, переделывает, не гнёт пальцы крутизной и т.д.
С прошедшим Днём Энергетика всех причастных! С наступающим Новым Годом! Успехов во всех начинаниях!
Метод Акулиничева чтоли? :)
Типа немецкий Rohde&Schwarz GmbH не выпускает тучи измериловки, в т.ч. для аудио (модели UPL, UPW — конкуренты продукции ap.com)?
«Скептики просто не понимают важности объективных научных измерений. Они не понимают, что то, что они думают, что они слышат, подвержено множеству искажений и переменных, о которых они даже не знают, и прилагают абсолютно нулевые усилия, чтобы учесть эти факторы.»
© computerex @ drop.com/talk/18010/cult-of-audio-science-review-amirs-faithful
Этого более чем достаточно для всех электро- и радиотехнических расчетов.
И да, при навыке, на линейке можно считать почти с такой же скоростью, как на калькуляторе.
Логарифмическая линейка — сила (на момент своего существования, конечно).
В КИСИ проф.сопромата старичок 90 летний обсчитывал на логарифмической ЛЮБОЙ японский калькулятор у студентов примерно в 2 раза быстрее и в 1,5 раза точнее(студенты делали ошибки на КАЛЬКУЛЯТОРЕ).Было это в середине 80 годов.
Нравятся мне тут местные хаятели отечественных авто итальянской конструкции, которые собирали их предки кривыми руками обдолбанные спиртовым раствором воды.А потом и их сделали, таким же способом.
+ паяльник
Но:
1. Судя по фото, там сердцевина- это нить из синтетики, а вокруг неё обмотка из тонкой полосы. Кроить там на металле смысла большого нет, да и проблемно технологически.
2. Отзывы положительные.
3. Если нет вариантов, то почему не попробовать.
P.S. Всё сугубо ИМХО.
… Только остаётся вопрос как в этом случае подключать колонки к источнику звука (длинные цифровые линии с большой скоростью).
И реализовывался не раз.
И тут больше останавливает не цена 4-6 усилителей против 2, а банальная унификация — акустику и усилители до сих пор продают отдельно.
А вот во сяких комплексах, и даже некоторых компьютерных колонках, такое встречаеться.
ссылка
Комплектовался 6 колонками.
www.youtube.com/watch?v=NmbApkF_TFw
А чем короче провод в индуктивностях перед басовиком (благодаря сердечнику) — тем выше коэффициент демпфирования на НЧ, т.е меньше бубнёж, которым славились те самые Ы-90.
Но повторюсь, я не аудиофил. Идея интересная, но тратить кучу сил на её реализацию мне как то лень. Но идея лежит на поверхности. Наверняка находился кто-то достаточно упоротый, чтоб это реализовать.
И дорогие колонки так и делаются: сзади вход для каждого динамика, чтобы подключать каждому свой канал со своей обработкой сигнала.
Новые времена — новые доступные технологии объемной печати.
— меняем ВЧ, пересчитываем фильтры;
— меняем СЧ, пересчитываем фильтры;
— меняем НЧ и делаем новый корпус;
Выбрасываем всё это барахло и покупаем нормальную акустику.
Как по мне, это выброшенные деньги.
Аргументирую:
— изначально плохое качество и огромный разброс параметров;
— самым новым АС уже 30 лет, неизвестно где и как они хранились — одна могла в сыром гараже гнить, а другая стоять на солнце. В результате у одной низкочастотник от небольшой мощности уже стучит катушкой, а у другой — забыл, что он низкочастотник и пытается петь;
— предыдущие хозяева. Это и тараканы внутри, и моль и прочие «прелести». Уж не говоря о предыдущих «самоделкиных», ковырявших фильтры и «дорабатывающих» АС. Это уже просто плохая коробка с плохими динамиками.
Если денег 10000, не занимайтесь ерундой, купите на них неплохие наушники :)
Я так и сделал когда-то, только потом я собрал все назад, и оставил как было. Для истории или для ностальгии или чтобы было — не знаю для чего.))
Конечно, по современным меркам эти колонки барахло. И, если есть деньги, можно купить нормальную акустику со всеми усилителями и прочим.
так самопал звучал получше, чем англичане(имхо, на мой слух)
за 300 баксов можно купить уже неплохой начальный хай-фай от нормального производителя
Она и для рассады прекрасно подходит. Я там перчик и петрушку на балконе выращивал
А Ы-90 всё-таки другая весовая категория.
они хуже гораздо
По масштабности звучания — на хороших подставках и в нормальном помещении (а не на полу в комнате в хрущевке) S-90 порвет варфедейл, как поролоновую крысу. Десять дюймов это десять дюймов и варфедейлам здесь ловить нечего.
Может у вас усилитель не тянул
Чем порвет? Громкостью звука? :) НЧ там на басах гудит. И не дает упругости мидбаса. И оно не лечится никак, кроме как заменой нч динамика (про игры с подвесом не будем, это перебор). Среднечастотник там сразу в мусор. Надо другой на замену. Это тоже когда-от делал. Плюс надо фильтры пересчитать. Плюс вч динамик г-но. Тоже не лечится. В итоге если заменить все, толк будет. Но проще сразу выкинуть
Но специалисты, это те, которые знакомы лишь с «бассдрюм», вещают о «бубнёже» :)
Кроме этого — колонка широкомордая, то есть имеет огромную поверхность для отражения звуковых волн — так никто не делает уже в хай-фай звукотехнике, не зря фирменные продукты узкие. Нет возможности сделать из S-90 хоть что-то приличное, хоть американские динамики для openbaffle ставь.
Ещё раз подчеркну — уровень восторгистов порадовал — пионеры :)
Самая кардинальная и дорогая (4 одинаковых НЧ динамика-дефицит) адаптация советских
дрово-динамиков была в «Радио» 1991г.№4, стр.50. Там два встречно-направленных вуфера 75ГДН-1Л-4 ставили в яйцевидный 70л корпус из папье-маше. Это давало компенсацию чётных гармоник, уменьшение экв. объёма и т.д.Сейчас смотрю на схему фильтра и ужасаюсь потерям на 2.2Ом резисторах.
Лучше бы 2-5 ступеней LC сделали.
А реальный музыкальный сигнал ближе к шумовому. Поэтому датчик ускорения не взлетает.
Нужен датчик, обладающий двумя свойствами:
1) имеющий линейный вых. сигнал в зависимости от смещения диффузора
2) не дающий временной задержки (микрофон в двух сантиметрах уже не то, т.к. 61мкс)
3) диапазон раб.частот датчика — до нескольких кГц.
На роль такого датчика годится только оптическая система.
Но никто до сих пор не придумал линейный оптический датчик.
Было одно предложение (опт. датчик на отражение), но его кривизна просто жуть.
Но цены не радуют. ((
При наличии такого датчики собрать оптическую ОС — как два пальца об асфальт:
сзади на диффузор приклеивается зеркальная полоска,
на которую светит лазер (луч точно параллельно ходу диффузора).
Отражённый луч попадает прямиком в центр «линейки» датчика.
При смещении диффузора точка попадания на линейку датчика смещается.
С таким датчиком любой
дусправится. )))после всего невнятненького и тепленького — звук сверхточен и сверхдетален.
потому как для монтажа а не игрушек.
Но там все динамики — разрабатывались отдельно.И корпус — без ненужных фокусов. И все без копеечной экономии.
А к ним еще и саб идет — как полный комплект.
А до них была Yamaha NS-1000, которая была прообразом и в свое время прорывом. Да и сейчас звучит неплохо.
А по поводу стоит или нет заниматься таким, скажу, что скорее всего стоит. Еще несколько лет назад было много разной аудио аппаратуры. Сейчас я в продаже такого не вижу. Домашние кинотеатры с развитой аккустикой или музыкальные центры практически не встречаются. Много беспроводных колонок, есть немного саундбаров к телевизорам.
И даже более того — такой вариант знакомый пересчитывал и пробовал в по своему легендарных Перлесах…
Звучало неплохо, но в S90 заодно менялся средне и высокочастотник, так что неизвестно бы ли толк от чудо фильтра.
В Перлесах как то на слух разницы услышано не было.
А учитывая некоторую поганость родного фильтра (электролиты и тонкий провод в катушках), видимо реально данная версия фильтров не очень.
Поэтому когда сгорел усилитель после отгорания нуля на доме, я заглянул на цены усилителей, вздохнул, колонки унес в подвал, а в ДНС купил какие-то эдифиеры ватт на 40.
Устраивают более чем полностью по всем параметрам.
С фильтрами мутить особого смысла нет, надо поменять провода для нч части на 2.5квадрата, можно кондёры поменять наплёночные, но это недешёвое удовольствие и эффект не стоит затраченых денег.
Ну а доработка ящика уже по вкусу, можно пристроить снизу тумбочку и увеличить объём, но переделка и расчёт фазоинвертора нужно делать.
Вобще все переделки есть смысл затевать если есть чем померить результат. И окончательная настройка делается уже на месте. Комната заглушеная в квартире это экзотика для фанатов, соответсвенно на месте уже корректируется ачх подаваемого сигнала на усилитель, для получения линейной ачх по звуковому давлению в конкретном помещении. :)
С ремонтом динамиков сейчас проблем нет, были бы деньги. Можно отдать в ремонт или купить комплетующие и материалы, но должны быть руки в наличии и опыт работы с динамиками.
понимаешь ли, дураки в сссере были в институтах и на заводах, делали плохие калонки, просто жуть какие плохие.
но мы тут поменяем провода, там промажем чем-то, здесь приклеим половинку мячика от пинг-понга. динамик заменим на какой-то другой подходящий. ваты напихаем хотя бы — и звук преображается прям невероятно как.
дешево-сердито
о ширпотребе вообще не говорю. кроме мас, они мне нравятся.
но среди этих куч барахла были жемчужины, особенно до начала массового выпуска ширпотреба. как бриг 001 первой ревизии, 35-ас1, симфонии. И s90 полным барахлом тоже назвать нельзя.
я предлагаю не мучать историю, а оставить всё как есть, приведя в исправное состояние. в оригинале, некопанными.
Ещё в 1977 в журнале Радио №11 были опубликованы кубики на базе 10ГД-34 и 2ГД-36 которые суюбъективно звучали лучше пресловутых 35АС и были заметно меньше. Хотя из за паршивого качества динамиков их надо было дорабатывать проклеивая катушку, иначе она рассыпалась. Были и другие аналогичные любительские проекты
Вы, придя в музыкальный магазин, где сотни наушников и другого аудиохлама, выбираете звучание под свой извращенный слух, но это совсем не значит, что оставшиеся сотни наушников плохие — они просто не нравятся лично ВАМ
Т.е., если привыкли к бухалкам, то с нормальной АЧХ, без подъема на НЧ, сразу будет антипатия. Хотя, это не так, и через несколько лет всё может поменяться.
Вообще, у меня так и произошло — я долго игрался с всякими колонками, усилителями и прочим, а потом услышал как играет нормальная колонка и как звучит реальная музыка ( на концерте). После этого обычные поделки HiFi как-то сразу перестали интересовать, от слова «совсем». Вылечился.
Но, аудиофилией не страдаю. ))
Я слушаю музыку, а не звук. Мне сабжа в связке с винтажным Hi-Fi Pioneer хватает
и что? вам хватает, другим надо нормальные колонки
А натуральное в среднем должно иметь жирность 9% и скисать в холодильнике за 3 дня.
После того как я побывал на молокозаводе и понюхал в цеху- я молока в рот не брал 15 лет.
Так и ваши западные калонки за 300 дохлых байденов.
Несколько раз менял СЧ — тоже горели. А потом один за другим «захрипели» НЧ — катушки стали задевать поверхности магнитных зазоров (подвесы сгнили, ничего удивительного) — ну и отправились «боксы» к энтузиастам за какие-то символические деньги — только унесите их от меня.
При этом в другой комнате у меня стояли аналогичные колонки Sansui — примерно таких же габаритов, но 4х полосные. Поэтому я имел возможность сравнивать, и не поддерживаю восторгов относительно S-90, и считаю их хламом, а держал их потому, что это был подарок мне на ДР от родителей.
Ну и, конечно, я полагаю, что любые массовые колонки, стоимостью долларов так 500 (это недорого для этого рынка), работают гораздо лучше сабжа, и покупать надо именно их.
Насчёт цены, если взять курс доллара тогда по 60 копеек то получиться 250$ за каждый ящик, не так уж и мало. Те же sansui s-65 стоили в 3раза больше. Но у них был минус, 8 Ом и не со всяким усилком звучали. С бригом звук был как из консервной банки, хотя 35 с ним работали неплохо
Считалось у них что чем громче -тем какчественнее!
А динамик то реально переносил всего 25вт.30вт это максимальная допустимая!
А 70 это были хотелки по премии сотрудников ГОСТА СССР.
Так как промышленность ничего не меняла то они меняли ГОСТЫ!
И получали премии.
а в S90 дважды умирал низкочастотник.
Вот чтобы описанных вещей не происходило, катушки динамиков принято охлаждать — при помощи жидкости в зазорах. И эта технология вовсю применялась ещё до разработки сабжа.
И что вы прицепились к 35 ваттам, паспортная мощность, т.е. мощность на реальном сигнале при котором колонки играют без тепловых и механических повреждений длительное время, у них была 75 вт, чуть меньше импортной RMS.
Хороший усилитель, приличная громкость, и… беззвучно появляется в комнате запах гари…
Байку про «внутреннюю генерацию» слышал в 1996-м.
В целом эти колонки не для музыки. У них гротескно мощный бас, они хороши для фильмов и игр.
Преподаватель:
— А теперь решим задачу.
Пусть у противника Х танков.
Нет. Х- это мало. Пусть Y.
P.S.:
Обзор из образцов тех, по которым нужно учить
многих «блоХХеров» *муськи*..-ни тебе заумного,
ни пальцы веером. Всё описывается грамотным
и понятным языком, как и ещё у пары-другой мэтров
сайта.
Ибо подставки стОят дороже.
Заменил одну пищалку, у нч-динамиков в прах развалилась foam (как оно по-русски называется-то?), купил на ебее же заменную и сделал re-foaming.
Кроссовер у них совершенно отвратительный, да ещё и плата приклеена прям к разъёму с клеммами. Но я не стал мучиться с расчётами, просто купил готовые кроссоверы DaytonAudio на ту же частоту. Так как акустическая схема колонок самая что не на есть тупая, глухой ящик, безо всяких фазоинвертеров, то вполне можно и не заморачиваться с этим.
Звучат очень приятно в результате.
Так что могу посоветовать брать такие колонки, если увидит кто на барахолках.
Но звучат очень прилично.
Скажи нет золотым вилкам на 220В!
Колонки немного переделал, был когда-то сайт ссср хай фай вроде так, вот там была инструкция — просто, средне и сложно. Сделал чуть ниже среднего) Не стал заморачиваться с теннисным мячиком, но укрепил корпус, загерметизировал, поменял провода, перенёс фильтр на фанеру, зашумовал войлоком, поставил на 15 см шипы. Было это в 2004 году. До сих пор всё работает идеально.
Нужно иметь запас.
по крепким не так, а вот по пиву да
Мой запас по пиву (базовая его часть))))
Представляю сколько сколько крепкого алкоголя в заначке )))
Стою в длинной очереди в пивларь — за разливным. В любой момент пойло может закончиться. И тут очередь начинает волноваться, увидев, что покупатель у окошка затаривает уже который пакет.
— Слышь, а ты не обоссышься?
— А тебя @#$т, что-ли?
:)
В тот раз, помню, пива хватило. А бывало, что и нет.
— Девочка, а ты не лопнешь?
— а ты налей и отойди!
И всё было хорошо, ровно до того момента пока знакомый не дал на вечер послушать KEF Coda 7 — этакие двухполосные «скворечники», практически без низов, но с такой серединой и верхами, что пошел Амфитон озвучивать какую-то чебуречную, а я ударился «во все тяжкие».
Сколько баблища было вбухано в аппаратуру, жуть!
Но не жалею. ;)
(фото из интернетов)
Схема их фильтров:
крупнее ixbt.photo/photo/144978/58652inQ35m88D3/yMMPW3WhFP/1361756.png
надо будет найти послушать.
Или RCA LC-1A…
Есть проблема 1в1, как у 20 ГДС-1-8 (см. п.5 в обзоре), то динамик под замену на что-то другое.
А далее пересчитать фильтры для динамиков 8 Ом, 16 Ом (или сколько будет у другого СЧ динамика), 25 Ом.
Прочел я все комментарии и не увидел конструктива: какие АС сегодня можно считать хорошими при аналогичной цене, а не от ₽80000 и до «продай джип»?
А-то как-то однобоко получается: сабж, значит, овно, а что не овно?
С поставленными задачами справляется на отлично, а тратить кровно заработанные деньги на зарубежные колонки, и потом выискивать в них что-то сверхъестественное в плане звучания, считаю абсурдом.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.