Здравствуйте. Небольшая статья как приспособить два фотоаппарата чтобы делать стереоскопические снимки
Стереомания у меня появилась с детства, родители привезли с юга вот этот стереоскоп с набором слайдов. И магия стереоснимков меня очаровала.
Так как стерео фотаппаратов в свободной продаже не было, я периодически порывался снимать стерео фото подручными средствами. Самое простое нужно было сделать 2 снимка передвигая фотоаппарат на несколько сантиметров или переступая с ноги на ногу. Но таким способом можно было снимать только статичные объекты, да и стерео не всегда получалось.
В 90е я купил 2 фотоаппарата Смена 8, тогда была девальвация рубля и они стали стоили копейки. Укрепил их на какой то железке, вкрутил фототросики, в основании тросики обмотал изоляцией, так, чтобы спуск можно было нажимать одновременно. Такой спаркой я пользовался довольно долго.
Есть у меня и настоящий стереофотоапппарат Спутник, но я им толком не попользовался, так как среднеформатная фотопленка исчезла из широкой продажи.
Также для стереосъемки пользовался насадкой СКФ1 на Гелиос 44 для Зенита.
Вообще промышленность не баловала готовыми стерео фотоаппаратами. Древний «Спутник», а из более современных ФЭД стерео. И все.
Да и зарубеж не особо радует. В последний раз мелькнул и пропал Fujifilm FinePix Real 3D W1
В пленочную эпоху сделать стерео снимок это был 1 % всего процесса. Далее шла кропотливая работа по обработке обращаемой пленки. Покупался набор для обработки обращаемой пленки состоящий из множества пакетиков с реактивами. Наборы эти чаще всего предназначались для проявки кинопленки и фасовка была рассчитана на большой объем. В целях, даже не экономии, а того, что эти наборы не лежали в магазинах как соль, приходилось взвешивать химикаты на объем бачка для пленки 350 мл. Далее все это нужно было растворить, да не в какой попало воде, а лучше дистиллированной, ну или дождевой.
Процесс обработки включал в себя 12 этапов. Причем нужно было точно, до 0,3 градуса, соблюдать температуру проявителей и время проявки тоже.
После того как пленка готова, необходимо создать было стереопары, а для этого нужно вручную вырезать рамки, так как готовых в продаже не было.
И вот только после этой титанической работы можно было наслаждаться объемными картинками в стереоскопе.
Понятно, что заниматься этим хобби желающих было мало. И я бросил этим заниматься на многие годы.
Лет десять назад у меня в пользовании оказалось 2 одинаковых видеорегистратора. Тут я вспомнил о своем пристрастии и решил по быстрому сделать из регов стерео спарку.
Планка- уголок для ремонта, винты от Смен. Конструкция регистраторов позволяла нажимать на спуски большими пальцами почти синхронно.
И я понял насколько цифровое фото облегчило задачу по сравнению с пленкой. На порядки. Наснимал фотографий, файлы обработал в стереофотомейкере и смотри объемное изображение на экране.
Но у регистраторов был недостаток — работа на полном автомате, и каждого этот автомат работал по разному, один регистратор был более задумчивый, баланс белого они отображали по разному.
И решил я прикупить что-то посерьезней. С ручным режимом и дистанционным спуском. Сначала искал среди мыльниц, Но среди мыльниц таких уже не было, а зеркалки громоздкие и дорогие.
И тут мне повезло, в ДНС случайно наткнулся на распродажу симптичных розовеньких Nikon J1. Стоили они 6999 рублей. Копейки!
У них было все, что требовалось для стерео сборки- дистанционный спуск, ручной зум, ручное управление параметрами.
А небольшие габариты позволяли сблизить фотоаппараты на расстояние между объективами 11см.
Чтобы делать стереофото фотоаппараты нужно на что то укрепить, причем так, чтобы оба смотрели либо строго перпендикулярно сцене, либо под строгим углом…
Решил на этот раз колхозом не заниматься и стал искать на Али подходящую железку. И нашел.
Представляет она собой планку из алюминия длиной 27 см, шириной 3 см. На посадочных местах имеются рифленые резинки, позволяющие прочно зафиксировать фотоаппарат в нужном положении.
В прорези, каждая длиной 7,5 см, вставлены винты 1/4". Винты можно двигать по прорезям тем самым сужать или расширять стереобазу. В середине гнездо для штатива
Толщина планки 0,5 см, что не дает ей согнуться даже под большим весом.
Фотоаппараты встали как родные, вот только держать уто устройство неудобно. Нужна рукоять.
И такая
рукоять — штатив нашлась, тоже на Али.
Держать стало намного удобней. Единственное неудобство ИК пульт нужно выносить перед фотоаппаратами. Я все подумываю приспособить либо полоску прозрачного материала в качестве световода, либо оптоволокно (есть в наличии), но руки не доходят.
Контролировать изображение можно сразу по двум дисплеям, что не лишнее для компоновки кадра. Но одном фото может быть все нормально, а на другом срезаться пол головы, углы то разные.
Полученные фотографии обрабатываю программе
StereoPhoto Maker
Программа много чего умеет. Но все тонкости знать не обязательно, любой неискушенный пользователь может легко получить конечные стерео фото в нужном ему формате. Раньше я делал анаглифы и рассматривал их через красно-синие очки, а как появился смарт телевизор с поддержкой стерео, создаю файлы с расширением __.мро.
Примеры фото. Даны анаглифы, эти же фото можно скачать в расширении МРО. Их можно посмотреть по 3D телевизору или другому медиа устройству поддерживающему этот формат. Фото можно рассматривать через красно-синие анаглифные очки
Сосенки
Стереопара. Она сплющена по горизонтали для того чтобы уложится в 1920 пикселей по горизонтали, иначе телевизор ее не увидит. Но возится с ресайзом ни к чему, в StereoPhoto Maker можно просто сохранить свое стерео фото с любым разрешением в формате МРО и 3Д телевизор этот файл откроет.
Танк
Фонтан
Здесь борт фонтана выступает из экрана метра на 1,5 в комнату.
Струи и капли застывшие в воздухе
Вода из фонтана вышла за границы экрана и заливает комнату
Лес
Аллея
Увлекательное занятие, надо сказать.
Спасибо за внимание.
Если есть 3D телевизор, то и редактор не нужен. Телевизор с 3D может сам может делать певдо стереофото.
Про стерео фото еще могу добавить что их можно делать на смартфоны. Есть много моделей с 3Д экранами и сразу двумя камерами для стерео-фото. Из того что сразу приходит в голову, это LG Optimus 3D P920 (у меня был такой, но както не проникся я этим стерео). Попробуйте поискать по вторичке, они и сейчас продаются. Камера там нормальная, и софт сразу реализует ваши задачи. Качество фото конечно будет несколько хуже чем у двух фотоаппаратов (но не настолько хуже, чтобы прям плохо), но зато заметно выигрывает удобство использования и постобработки.
С фотоаппаратами нужно еще и с правильной центровкой играться, да и приблизить одновременно оба тоже проблема…
Для фото подойдет, а видео вряд ли нормальное получится без обработки.
Но мне стерео фото с vr-очков, а том более анаглиф как-то не зашло, зажрался я наверное.
Вроде как это называлось «смазанное фото».
Несколько лет назад купил «мыльницу» Никон S6300, он сам умеет снимать стерео, создаёт файлы MPO. Но снимать так можно только неподвижные предметы, потому что в режиме съёмки «стерео» нужно сначала сделать один снимок, потом чуть сместиться правее и совместить на экране изображения, тогда аппарат делает второй кадр и сохраняет файл MPO.
Мой 3D телевизор «Самсунг» этот формат файлов поддерживает.
В-принципе, снять два кадра со смещением можно на любой фотоаппарат или смартфон, а собрать стереофайл потом в редакторе. Главное — чтобы телевизор соответствующий был.
Да, в эпоху СССР заниматься цветным фото было ох как сложно. Слайды — нормально (если не проявлять самому), а вот печать на бумаге с подбором цветокоррекции — это сегодняшние вообще не поймут.
Вижу на картонной рамке с двумя слайдами советскую плёнку по поганой цветопередаче, у немецкой была на порядок лучше.
Сегодня с цифровыми фотоаппаратами всё проще даже не на один, а на три порядка, но… возиться уже не хочется.
Спасибо за обзор.
А про стерео — у меня до недавнего времени был телек с двумя тюнерами, который мог делить экран пополам и на каждую половину выводить свою программу. Так вот, можно было вывести одну и туже программу и смотреть перекрестно (есть перекрестные стереопары). Совершенно понятно, что картинки получались одинаковыми, никакого сдвига между ними не было, но мозг каким-то невероятным образом умудрялся превращать эти две одинаковые картинки в стерео!
Ну и хоть процесс был довольно многоступенчатым, но в целом порог вхождения в фотографию был достаточно низким даже для младшего школьника, не в последнюю очередь благодаря множеству фотокружков. Да и само действо завораживало, это не сто раз бездумно нажать на кнопку и потом выбрать один удачный кадр, карты памяти все стерпят. А всего лишь 36 кадров, в каждый из которых старались вместить только действительно важное, и не испортить все на последующих этапах.
Бутылки из-под молока, с рисками надфилем на 350 и 500 мл, затёртыми восковыми мелками разных цветов.
Вот были времена, соль урана в открытой продаже (вираж)…
А уж макро в 3Д, наверное только в помещении. Но тема, наверняка, увлекательнейшая!
Но самое крутое, конечно, снимать стерео на слайд. Пользовался «Спутником»: качество фото, в целом, хорошее, вот только кадрировать и попасть в фокус — дело непростое. К тому же, выдержки от 1/15 до 1/100 — это слишком мало, иногда нужно на секунду затвор открыть, в таких случаях я пользовался тросиком и режимом BULB. Зато если фото получается, объем шикарный, главное иметь стереоскоп или две линзы подходящие.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.