Авторизация
Регистрация

Напомнить пароль

Небольшая доработка преобразователя на MP1584

При установке видеорегистраторов нужно либо протягивать провод от штатного блока питания регистратора вставленного в гнездо прикуривателя, либо размещать другой преобразователь на 5 вольт где-то рядом с регистратором (обычно за плафоном освещения салона над зеркалом) и протягивать короткий провод к регистратору от него. Но не всегда в этом месте есть плюс после включения зажигания, а вот постоянный плюс можно найти почти всегда. Соответственно, если вы собираетесь записывать и происходящее на парковке — то всё проще, а если только на заведенном двигателе — то есть сложности.

Справедливости ради, стоит упомянуть что постоянный плюс с плафона может тоже отключаться на современных машинах через какое-то время простоя, поэтому может таки потребоваться протягивание провода от аккумулятора — не забудьте защитить его предохранителем! Я же предпочитаю чтобы регистратор работал только на заведенной машине, и наличие только постоянного плюса меня устраивает не в полной мере — нет предсказуемости когда он пропадет и когда появится.

Самым логичным на мой взгляд решением данной высосанной из пальца проблемы является доработка преобразователя на MP1584 таким образом, чтобы он включался только при напряжении бортсети выше определенного уровня, например 13-13.5 вольт, что является хорошим критерием наличия зарядки и следовательно заведенного двигателя, благо у данной микросхемы есть вход разрешения работы, который запрещает работу микросхемы при замыкании на массу.

Я нарисовал вот такую схемку на регулируемом стабилитроне TL431


Собственно, с TL431 есть два нюанса, которые не совсем очевидны и с которыми можно хорошенько задурить себе голову. Нюанс первый: может быть зеркальная цоколевка катода и управляющего входа. Я наступил на эти грабли, знатно поломав голову что же блин происходит, и почему схема на трёх элементах не работает вообще. Нюанс второй, описанный в даташите, но где-то в глубине последних страниц — в «открытом» состоянии, то есть когда на управляющем входе напряжение превысило 2.5 вольта, между катодом и анодом будет 2 вольта. То есть оно сработает вообще не как транзистор, который если открыт то падает на нем почти ничего.

Суть схемы такова: делитель R2-R3 задает порог открытия, то есть при нужном нам напряжении (13В в моем случае) на выходе делителя должно быть 2.5 вольта. Стабилитрон в этот момент открывается, но так как для старта микросхемы нам нужен наоборот высокий уровень — приходится ставить инвертор на транзисторе. Я глубокомысленно взял полевик из одного из прошлых обзоров, но оказалось что от двух вольт он открывается аж бегом, и поэтому пришлось на выходе стабилитрона поставить еще один делитель R4R5. С ним схема работает достаточно стабильно.

Далее разводим и травим платку. Я не стал закидывать файлы от eagle, сразу картинки дорожек в 1200dpi. для лазерного утюга нужно отзеркалить при печати. Тут два варианта платы — под TL431 с нормальной цоколёвкой, и универсальный, с местами под любую из них. Резисторы/конденсаторы 0603. Маску я делать не стал


Дополнительная информация



Запаиваем. Тут видно что один из резисторов стоит на 4.7к, в последствии я заменил его на 4.3к для более стабильной работы

Далее берем наш преобразователь, выставляем 5 вольт, выпаиваем подстроечник, измеряем его и впаиваем на его место (или на пустое место на плате рядом со входными контактами) постоянный резистор соответствующего номинала
Хорошее описание со схемой есть в этом обзоре. А в этом, уже моём, обзоре есть предостережение о возможном браке данных платок — я рекомендую ВСЕГДА проверять выход осциллографом под нагрузкой и менять выходной конденсатор при необходимости. Также я рекомендую на заднюю часть платы приклеить кусочек алюминиевого ш-образного профиля в качестве радиатора. Он несомненно имеет не лучшую эффективность в таком применении, но всё равно значительно снижает температуру платы под нагрузкой.

Ну и запаиваем нашу платку. На фото видно куда нужно припаять управляющий вывод.

Собственно, на этом доработка окончена, на всякий случай проверяем и устанавливаем. В моем случае пришлось параллельно нижнему резистору делителя на платке подпаять еще один на 220кОм кажется, после чего плата преобразователя включается при 13.2 вольта на входе, что меня вполне устроило.

Подозреваю, что данное решение не самое схемотехнически верное, возможно вместо TL431 нужно было применить что-то другое и сильно упростить схему, заодно повысив стабильность и надежность — предлагаю обсудить всё это в комментах. Собственно, если бы я внимательно прочитал даташит и узнал о падении 2 вольта в открытом состоянии — я б пожалуй что-то другое придумывал сразу… Но я разгильдяй, в таком включении раньше не применял TL431, соответственно получилось что получилось.

UPD: совсем забыл указать, что в выключенном состоянии данная схема потребляет порядка 1.5мА
Добавить в избранное
+38 +45
свернутьразвернуть
Комментарии (37)
RSS
+
avatar
-5
  • zoioz
  • 11 января 2025, 18:27
+
avatar
+2
  • vlo
  • 11 января 2025, 19:00
а единственным правильным способом заводить движок является «кривой стартер»?
+
avatar
+5
Монта́жка
Инструмент для монтажа в виде небольшого лома
Синонимы: монтировка, фомка
долго думал зачем под монтажку пихать предохранитель, да и вообще возить ее в машине, потом начал подозревать что имеется в виду монтажный блок

и нет, пихать гнездо прикуривателя куда-то в потолок — не то что не «единственно правильное», а наоборот — максимально рукожопое и тупо-в-лоб решение
+
avatar
+1
  • Skylab
  • 11 января 2025, 19:18
Неплохо. Если есть возможность покройте обе платки электротехническим лаком. После поместите в корпус и залейте герметиком. Избавитесь от конденсата и коррозии.

И, кстати, понижайка на LM2596 может будет понадежнее?
+
avatar
0
Ну на голом металле крыши бывает конденсат, но чтобы он залил платы до полного сгнивания — надо постараться.
+
avatar
0
  • bobeg
  • 11 января 2025, 20:17
Такое бывает. Иногда на лбу стоит антенна радиоприемника, я встречал случаи, когда под её уплотнения попадала вода, несколько раз довольно много воды, стаканы буквально.
+
avatar
0
мы о конденсате, или попадании воды в больших количествах извне?
+
avatar
0
  • Skylab
  • 11 января 2025, 20:29
Конденсат образуется от перепада температур и влаги (из воздуха). В наших широтах это актуально. На юге Азербайджана — нет. Когда жил там, как-то забыл набор рожковых ключей на балконе. Пролежали зиму — даже не заржавели. Климат сухой.
+
avatar
0
по надежности — несколько штук уже катаются в разных машинах по нескольку лет, да и не только в машинах — тьфу-тьфу-тьфу ни одной проблемы. по конденсату — я думаю чёрт его не возьмет. но проверим как оно будет. но вот прям в корпус, компаундом и это вот всё — я не настолько параноидален. в магнитолах, приборных панелях, да блоках в прикуриватель — ничего никогда не залито даже лаком, им черт его не берет
+
avatar
+2
  • DSanyek
  • 11 января 2025, 19:21
Для людей с паяльником похвально. Проще применить контроллер DRL. Цена вопроса 1.5 — 2 «вечнозеленого». Устройство управления дневными ходовыми огнями. Срабатывает на пороге 13 вольт. Провода от ближнего — дальнего просто не подключать.
+
avatar
+2
можно ссылочку где оно стоит 1.5-2 вечнозеленого? я не выпендриваюсь, просто интересно, у меня тут в планах установка ДХО, я б рассмотрел варианты, ну и да, за полтора бакса я б не корячился конечно.
+
avatar
0
  • DSanyek
  • 11 января 2025, 20:21
Комментарий ожидает проверки администрацией сайта. Подробнее...
+
avatar
0
  • DSanyek
  • 11 января 2025, 20:22
Комментарий ожидает проверки администрацией сайта. Подробнее...
+
avatar
+1
а минус-то за что? я всё что нагуглил — доставка дороже товара, итого 3 бакса выходит, плюс налог 20%
+
avatar
+6
  • El-Di
  • 11 января 2025, 19:24
Есть ещё проблема в современных авто с «умной» bms: после некоторого времени поездки и определенных условиях заряд АКБ отключается вообще и напряжение бортсети падает и до 12.5.-12.7в. из массмаркета этим точно грешат форд/Вольво, вроде Шевроле тож попадались. Чаще напряжение падает при торможении. Очень обидно будет если в этот момент регик отключится. Да и по хорошему надо делать схему с гистерезисом ~ 05.-07в и временем задержки вкл/выкл.
У енергомаша точно есть реле дхо с такими параметрами, но там выход ШИМ 30% для дальнего света.
Можно китайские реле дхо использовать, там безьшима включение по зарчду идёт.
Короче проще по старинке: тянем от прикуривателя.
+
avatar
+2
  • Polkan
  • 11 января 2025, 19:38
На RAV4 2009 года летом напряжение частенько снижалось до 12,5. Сначала напрягало, пока не вычитал, что это сделано специально для сохранения аккумулятора. Чтоб не перезаряжался в жару. На Киа 2022 года тоже такая же стоит система.
+
avatar
0
Ленд/ренж роверы с 2009 года тоже этим грешат.
+
avatar
0
надо делать схему с гистерезисом ~ 05.-07в и временем задержки вкл/выкл.
задержка выключения тут получается автомаически — сразу после глушения двигателя акум заряжен выше 13 вольт, поэтому с полминуты регик еще работает
но если время от времени зарядка пропадает в машине и это специально — то без шансов, придётся провод тянуть
+
avatar
0
  • advik
  • 11 января 2025, 20:18
на машинах с системами СТАРТ-СТОП (а таких наверное сейчас чуть не все) есть обычно указанная засада — генератор периодически отключается. Не говоря уже когда срабатывает сама старт-стоп и глушит движок на светофорах. Плюс там еще разные чудеса бывают в виде чуть не повышайки-стабилизатора встроенного в авто для питания бортовой электроники (ее части) как раз во время отключения двигателя, его запуска. Тоже сложно будет уловить по напряжению что-то. Правильнее конечно иметь постоянный плюс и ACC (плюс при включенном зажигании) и располагать все эти «поделки» в районе приборной панели или чуть ниже — в районе блоков предохранителей. Обычно там не так высока угроза конденсата и тп.
+
avatar
0
ACC (плюс при включенном зажигании)
кстати, ACC это не совсем плюс при включении зажигания, это отдельный контакт, который да, работает и при включении зажигания, но часто есть отдельно такое положение ключа, и плюс там пропадает в частности при включении стартера
+
avatar
0
  • advik
  • 11 января 2025, 20:55
Ну я не очень силен в терминологии именно авто. Но условно плюс постоянный от акб и тот плюс что появляется после включения зажигания. Ловить момент запуска самого двигателя по напряжению бортсети решение изящное, но сейчас не всегда рабочее. Ну и да, обращали внимание уже тут что для защиты от вибрации, влаги стоит делать как с военной техникой — тройной лак, если есть спецлак и компаундом в герметичный кубик из которого только провода торчат.
+
avatar
0
и напряжение бортсети падает и до 12.5.-12.7в
Тогда уж лучше не мутить схемы, а вытянуть провод с плюса, который при включении зажигания появляется (ACC), главное — чтобы была возможность под обшивку запихать.
+
avatar
0
На Тойотах умная зарядка, которая снижает напряжение в бортовой сети при разгоне аж до 12,5В.
+
avatar
0
Она просто отключает генератор. Ещё на классике подобный трюк делался при повороте ключа зажигания в положение «Стартер». Особенно помогало зимой.

У меня регистратор питается от платы на LM2596 (стоит три штуки в бардачке, питают разное пятивольтовое, запитаны от прикуривателя. Стоят уже года четыре точно). Пока ключ в замке зажигания — регистратор работает.
+
avatar
0
Ещё на классике подобный трюк делался при повороте ключа зажигания в положение «Стартер»
чушь какая. особенно интеречно чем в принципе может помочь отключение генератора, «особенно зимой». и не жалко ли стартера, на работающем двигателе-то его включать. потому что на заглушенном зарядка с генератора и так не идет, как и при прокрутке стартером — оборотов маловато
+
avatar
0
Генератор работает, только в щадящем режиме.
+
avatar
0
ну 12.5 вольт это не щадящий режим, это он выключен нафиг
+
avatar
+3
Почитав каменты сверху, решил, что проще провод с 15-й клеммы притащить. По трудоемкости то же самое, по материалам дешевле, и при этом надежнее.
+
avatar
0
по материалам на самом деле и эта схема ничерта не стоит, но если на машине хитрые алгоритмы зарядки — то работать провод будет гораздо лучше
+
avatar
0
  • dkom
  • 11 января 2025, 20:00
Для человека разбирающегося в электрике (а другой паять такое и не станет) проще протянуть один провод, на котором будет плюс при включении зажигания, из недр авто где-нибудь из под руля до того же плафона в котором будет спрятана плата преобразователя. Конечно все зависит от уровня авто насколько трудно отщелкнуть панели чтобы добраться до проводки и проложить свой провод незаметно. Не знаю, но мне б паять такое было бы лениво, как бы способ имеет место быть, но на тот случай когда нельзя иначе вот совсем никак
+
avatar
0
мне лично проще и приятнее сделать такую платку, чем разбирать салон. а потом начинается — вымазанный потолок, поломанные клипсы… бррр…
+
avatar
+1
  • advik
  • 11 января 2025, 20:20
в умных машинах со старт-стопами обычно уже и блоки датчиков всяких в районе зеркала — датчики дождя, самозатемняющиеся зеркала, камеры слежения за полосой и пр. — там не сложно обычно найти сразу нужный плюс — хоть постоянный, хоть ACC.
+
avatar
0
ну кстати да, хотя возможно не на всех комплектациях
+
avatar
0
Интересно, какой средний ток утечки у выключенной машины? Понятно, что у всех по-разному, всякие сигнализации и прочее может быть, интересен средний показатель. Например, до 100 мА приемлемо, 150 мА выше среднего, а 200 мА например уже много.
+
avatar
0
думаю очень условно можно считать нормой от 50 до 100мА
+
avatar
+1
  • bobeg
  • 11 января 2025, 20:21
До 100 мА считается нормой.
+
avatar
0
Комментарий ожидает проверки администрацией сайта. Подробнее...
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.