Hi-Fi плейер SHMCI C5S – лечим, пока здоровый
Недавно принесли в ремонт плейер, который мне внешне очень понравился. Это Hi-Fi плейер SHMCI C5S. В ремонт он попал с двумя проблемами: не работает энкодер в одну сторону (работает только на уменьшение), и сильно греется во время зарядки.
С зарядкой ситуация быстро прояснилась – виновата микросхема ETA6002, вылечилось ее заменой. А вот с энкодером ситуация совершенно непонятная. Куда бы его ни крутили, всегда работает на уменьшение. Хорошо, что функции энкодера здесь дублируются кнопками (хоть и не во всех режимах). Подозрение в первую очередь пало на сам энкодер. Хоть прозвонка тестером ничего плохого не выявила – обе контактные группы энкодера нормально срабатывали, причем в нужной фазе. Но все равно энкодер (его тип EC05E1220401) решил заменить, заказав на Aliexpress.
Когда энкодер пришел, я его заменил, но ничего не поменялось. Стал разбираться более детально. Оказалось, что на одном из входов микроконтроллера, куда подключен энкодер, наблюдается «серый» уровень между нулем и единицей. Такое бывает, если порт физически поврежден. И ничего, к сожалению, здесь не поделать. Так и отдал плейер с этим дефектом.
Но сам плейер мне показался симпатичным, поэтому решил купить себе такой же. Мой старый Digma R3 устраивает во всем, но слишком уж маленький экран. Зрение со временем лучше не становится, читать названия треков всё труднее. Плейер я слушаю во время прогулок, а также использую его для записи музыки на катушечный магнитофон, так как сам магнитофон таскать к компьютеру тяжело.
Порядочно посомневавшись (вещь ведь дорогая), решил все-таки его заказать на Aliexpress. Странички товаров там сейчас быстро пропадают, но эта еще вист, вот ссылка. Вместе со всеми накрутками он обошелся мне 62$.
Решил ради интереса посмотреть, что пишут про этот плейер на просторах Интернета. На форуме 4pda.to нашлась тема про клоны этого плейера. И вдруг читаю, что у кого-то энкодер перестал работать на увеличение! Это один к одному такая же неисправность. Но в случае моего ремонта я считал ее чисто случайной, ведь повреждение порта микроконтроллера – большая редкость. Потом читаю дальше – еще один человек жалуется на то же самое, а затем еще один. Получается, что эта неисправность – закономерность?
Но как такое может быть, чтобы порты микроконтроллера, подключенные к энкодеру, повреждались? Не придумал никакой другой гипотезы, кроме статики. В этом плейере колесико энкодера алюминиевое, проводящее. Само оно со всех сторон обрамлено пластиком, т.е. изолировано от всего. А своим выступом входит в энкодер. Конечно, у энкодера есть металлическая крышечка, припаянная к земле платы. Выступ колесика контачит в первую очередь с ней. Но контачит ли? Колесико анодировано, даже тестером с острыми щупами сложно добраться до металла. Если вдруг у пользователя на теле накопилась статика, и он пальцем касается колесика энкодера, куда пойдет разряд? Вполне может пойти и в сигнальную линию энкодера. Это, конечно, только гипотеза, но сложа руки сидеть тоже нельзя.
Как только плейер пришел, я озаботился защитой линий энкодера. Но прежде – немного об устройстве плейера.
Корпус у него сделан из алюминиевого профиля. Состоит из двух половинок. Верхняя половинка глубокая, в профиль вставлена пластиковая рама, к которой крепится плата.

Эта же рама образует торцевые панели, где находятся всякие разъемы. Стекло дисплея приклеено к пластиковой раме.


Кнопки – пластиковые, с покрытием под металл. Подвешены на пластиковых отростках. А вот колесико энкодера – настоящий металл.


Нижняя крышка алюминиевая, имеет невысокие бортики.


Вот более подробно надпись на нижней крышке:

Плата прикручена к раме с помощью пяти саморезов и легко вынимается.


Что удивляет – это идеально ровно приклеенный к плате аккумулятор (целых 1500 mAh!). И красиво уложенные провода от него, так же красиво припаянные к плате, без всякого намека не неотмытый флюс. Красиво приклеенный аккумулятор я не стал отрывать, чтобы сфотографировать плату. Такие фото есть в других обзорах, ничего нового я там не увижу.
На обратной стороне платы видим этот злосчастный энкодер.

Дизайн плейера мне очень нравится: механические кнопки гораздо лучше тач-скрина, так как пользоваться ими можно вслепую, когда плейер лежит в сумке или в кармане. Но сами кнопки здесь очень жесткие, нажимаются с громкими щелчками. С одной стороны, это хорошо, такие кнопки меньше подвержены случайным нажатиям. Но все-таки с усилием нажатия есть некоторый перебор, хотя мириться с этим вполне можно. Если попадутся более мягкие тактовые кнопки с таким форм-фактором, то заменю.
А вот колесико энкодера несколько разочаровало. Само он металлическое, тяжелое. Это хорошо – чувствуется приятная инерция. Но у энкодера очень жесткие щелчки, такое впечатление, что при вращении начинает дребезжать весь корпус. А еще колесико при вращении немного задевает пластик, при этом неприятно шурша и двигаясь рывками. Такое терпеть затруднительно, надо устранять.
Чтобы разобрать верхнюю панель дальше, надо вынуть пластиковую раму из алюминиевого профиля. Сидит она там довольно прочно. Между алюминием и пластиком находится оранжевое пластиковое кольцо и само колесико энкодера. Теперь это всё можно вынуть.



Снизу на колесико наклеено кольцо из прозрачного пластика (похож на ПЭТ) толщиной 0.5 мм, которое скользит по выступам, находящимся в углублении корпуса. Этим разработчики пытались снизить трение – скользкое кольцо из пластика, минимальная площадь контакта. Еще тут была белая смазка, которую обычно используют для пластиковых деталей. Смазка в таком месте – не лучшее решение, со временем на нее налипнет пыль, и при вращении появится неприятный хруст. Всю смазку я сразу отмыл.



Вместо кольца из ПЭТ решил установить фторопластовое кольцо. Листового фторопласта толщиной 0.5 мм у меня не нашлось, но нашелся фторопласт толщиной примерно 0.25 мм от какого-то высоковольтного конденсатора. Поэтому вырезал две прокладки. Режется он прекрасно циркулем-измерителем (у которого две иголки).

Вращаться колесико стало заметно легче и плавнее, но при некотором перекосе было слышно шуршание от трения о пластик. Касаться колесико может или дна своего гнезда (но это при сильном надавливании), или оранжевого пластикового кольца. На кольце снизу по кругу есть выемки, которые формируют 4 точки контакта с колесиком. Также колесико может касаться внутренней поверхности отверстия кольца, которая не совсем гладкая. Там имеются дефекты литья, да и сама поверхность неровная. Пришлось сначала грубо выровнять ее скальпелем, сделав что-то типа шабрения. Затем обработал тонкой наждачкой и отполировал специальной пастой. Также отполировал и выступы на нижней поверхности кольца. На самом колесике с помощью тонкой наждачки сделал снизу небольшую фаску.

После этого всякое шуршание, связанное с трением колесика о пластик, исчезло. Но остались громкие щелчки, которые издавал сам энкодер. Пришлось его выпаивать и разбирать.


Энкодер фирмы Alps (или его реплика) семейства DRUMCODE. Это когда контактные ламели находятся на небольшом пластиковом барабане. Верхний торец барабана сделан зубчатым. Плоская пружина, которая давит на барабан сверху, имеет выштампованный выступ, который входит между зубьями и обеспечивает фиксацию барабана в заданных позициях.
Основа энкодера – пластиковая, в нее влиты скользящие контакты, внутрь вставлен барабан. Сверху надеваются две штампованные из листового металла крышки. Они фиксируются на защелках. Верхняя крышка имеет лапки, которые припаиваются к печатной плате. Для точного позиционирования на плате у основы энкодера есть 4 круглых пластиковых выступа, которые входят в специальные отверстия в плате.
К слову, энкодеры, купленные на Aliexpress для замены при ремонте, не имели щелчков вообще. Хотя никакого упоминания об этом в описании товара не было. У Alps такого исполнения энкодера (без detent) вообще не значится. Отличие было лишь в том, что пружина была гладкая, без выступа. Но я это легко исправил, накернив ее шилом. Энкодер начал вращаться со щелчками.
В данном случае очевидно, что для уменьшения громкости щелчков надо немного отогнуть пружину вверх, чтобы она не так сильно давила на барабан. Что было и сделано. Но сразу не получилось угадать нужное усилие пружины. Пришлось разбирать-собирать энкодер много раз, пока подобрал приятное на ощупь усилие при вращении. При этом ушатал один энкодер, пришлось его заменить купленным на Aliexpress, только пружину оставил от оригинального.
Когда энкодер был окончательно собран и припаян к плате, я добавил защиту от ESD. Из присутствующих в продаже защитных компонентов лучше всего подошел PESD3V3S2UT (маркировка WU9). Это сборка из двух TVS-диодов с довольно впечатляющими параметрами: пиковая импульсная мощность до 500 Вт (для импульса tp = 8/20 us по IEC61000-4-5), ток – до 25 А. Допустимое обратное напряжение – до 3.3 В, как раз то, что надо. Сборка имеет корпус SOT-23, который хорошо подходит в данном случае.

После установки защитной сборки плейер собрал. Хочется надеяться, что входы процессора останутся живы. Хотя это только предполагаемая причина, на самом деле она может быть другой.
Внутренней памяти у плейера нет, нужна карта формата micro-SD. Купленная карта Samsung EVO plus 256 Gb покрашена в белый цвет, включая торцы (что, говорят, является одним из признаков подлинности). Для черного плейера совсем не к лицу торчащее в слоте что-то белое. Поэтому с торца краску я удалил. Официально плейер поддерживает карты до 128 Gb, но и карта 256 Gb в нем нормально форматируется и работает.


Прошивка в данном экземпляре V1.101.10.

Пока еще не изучил плейер досконально, так как успел попользоваться довольно мало. Не нарадуюсь, как сейчас легко и плавно вращается колесико энкодера! Напишу лишь про те особенности плейера, которые успел заметить.
После любой загрузки файлов на карту плейер довольно долго думает, обновляя список файлов. В моем случае это длится примерно 5 минут. В меню есть пункт «Create Playlist», который запускает ту же самую операцию.

Как и в большинстве плейеров, последовательность папок соответствует времени загрузки: внизу – самые свежие. Это не очень хорошо, но сойдет. Основную часть музыки я записал на карту с помощью Total Commander, он соблюдает правильную последовательность записи. Все осталось в том же порядке, как было на компьютере. Но добавленные позже файлы и папки оказываются внизу той папки, куда их добавляем.
Windows создает на карте папку «System Volume Information», которая видится плейером и постоянно путается под руками. Ее приходится каждый раз удалять (чтобы увидеть ее в Total Commander, надо включить Show hidden files и Show system files).
Включается плейер удержанием кнопки включения питания, которая находится на верхнем торце корпуса. При включении на экран выводится логотип «SHMCI» и буквы «HD». После этого он сразу начинает проигрывание, если делал это перед выключением. Это очень хорошо, в старом плейере при каждом включении надо было снова выбирать режим Music, потом он некоторое время думал, потом надо было нажимать Play. Запоминается момент времени, где было прервано прослушивание, при следующем включении оно продолжается с этой же точки. Это актуально для длинных треков, типа аудиокниг. Выключается плейер точно так же – удержанием кнопки включения питания. При этом красивым шрифтом пишет на экране «SEE YOU».
Если не нажимать никакие кнопки, то экран гаснет по истечении установленного в меню времени. Можно его погасить вручную, для этого надо коротко нажать кнопку включения питания. Точно так же экран можно включить снова. Никакими другими кнопками экран не включается.
Надо сказать, что экран здесь так себе, это не IPS, углы обзора небольшие. Но особого неудобства это не вызывает, так как плейер все равно держим в руках, можно держать под необходимым углом.
При погашенном экране работают кнопки «<<» (переход на предыдущий трек), «>>» (переход на следующий трек) и кнопка «PLAY/PAUSE». Блокировки этих кнопок, вроде, нет. И это хорошо, в предыдущем плейере для каждого переключения трека приходилось сначала его разблокировать, что требовало двух нажатий. Это прямо бесило. Еще при этом зажигался экран, тратя впустую заряд аккумулятора. А тут все делается одним нажатием и при погашенном экране.
Если при погашенном экране удерживать кнопку включения питания, плейер не выключится. Надо сначала включить экран, а затем удерживать кнопку.
Функционал кнопок «<<» и «>>» зависит от того, горит ли экран. Если горит, то короткое нажатие этих кнопок делает переход на предыдущий/следующий трек. Нажатие кнопки «<<» вызывает переход на предыдущий трек, если время воспроизведения меньше 5 сек., иначе происходит переход на начало текущего трека.
Если одну из этих кнопок удерживать, то можно ускоренно продвигаться внутри трека. При этом звука нет (все никак не могут сделать контроль при перемотке, что хорошо работало в магнитофонах и кое-как работает в CD). Если трек заканчивается, происходит переход на следующий и начинается быстрое продвижение внутри него. В старом плейере было по-другому, быстрой перемоткой было нельзя выйти за пределы текущего трека. Что лучше – даже не знаю.
При погашенном экране перемотка здесь не работает. При нажатии и удержании кнопки ничего не происходит, а в момент отпускания всегда происходит переход на другой трек. С одной стороны, логика разработчиков понятна – без экрана не видно, на сколько мы продвинулись внутри трека. Но это вполне можно делать и вслепую, просто по времени удержания кнопки. Жаль, что этого здесь нет.
У плейера нет кнопок больше-меньше для регулировки громкости. Вместо этого здесь используется колесико. Но когда экран горит, по умолчанию колесико служит для выбора трека, причем совершенно бестолково, о чем будет ниже. Для регулировки громкости надо сначала нажать кнопку «VOLUME», а затем крутить колесико или нажимать кнопки «<<» и «>>». Странное решение. По-моему, громкость гораздо нужнее, а переход на список треков можно было сделать через нажатие кнопки. Ну или настраивать это через меню. После регулировки громкости можно снова нажать кнопку «VOLUME», чтобы выйти из режима регулировки. Это же произойдет автоматически спустя некоторое время. Зато когда дисплей погашен, колесико по умолчанию начинает регулировать громкость. И это прекрасно, регулировать можно вслепую!
При регулировке громкости на экран выводится круглая шкала, значение уровня громкости может быть от 0 до 100 единиц. Каждый щелчок энкодера меняет значение на единицу. Поскольку у энкодера 12 шагов на оборот, полный диапазон регулировки громкости занимает 8.333 оборотов колесика. Чтобы субъективный уровень громкости увеличивался линейно, уровень сигнала надо увеличивать по экспоненциальному закону. Поэтому для регуляторов громкости используют переменные резисторы с обратной логарифмической характеристикой (часто их называют просто логарифмическими). Но цифровые регуляторы громкости в плейерах словно утратили эти старинные знания о правильной характеристике регулировки. В этом плейере на полной громкости выходное напряжение на выходе для наушников составляет 500 mV RMS для сигнала 0 dBFS. В положении регулятора 75% – 325 mV, 50% – 180 mV, 25% – 70 mV, 10% – 13 mV. Это не совсем линейный закон, но и от классических регуляторов громкости он тоже далек, где в положении регулятора 50% уровень сигнала составляет примерно 0.15 от максимального. В результате громкость в начале шкалы меняется резко, а в конце – излишне плавно, приходится много крутить колесико. Хотя это вряд ли можно назвать серьезным недостатком.
Выходного уровня вполне хватает для моих наушников (24 Ом Panasonic RP-HT010 и 40 Ом Sony MDR-CD570), имеется приличный запас по громкости. Что будет с более высокоомными наушниками – не знаю, не имею таких.
Совершенно непонятна логика выбора трека колесиком. Допустим, включили воспроизведение какого-то файла в какой-то папке. Плейер играет сначала этот файл, затем подряд все файлы в данной папке, а когда папка заканчивается, переходит в следующую. В процессе можно нажимать кнопки «<<» и «>>», чтобы продвигаться назад или вперед. Но если во время воспроизведения повернуть колесико, то открывается список файлов. При этом кнопки «<<» и «>>» начинают дублировать поворот колесика. Я ожидал при этом увидеть папку и файл, который в данный момент воспроизводится. А на самом деле мы попадаем в ту папку и на тот файл, с которого когда-то начинали воспроизведение. Но ведь мы уже находимся в совсем другой папке! Наступает растерянность – что делать дальше? К счастью, если нажать кнопку «MENU», то среди возможных вариантов выбора есть «Now playing» – вернуться обратно к воспроизведению, словно ничего и не трогали. Или ничего не делать – через некоторое время плейер вернется обратно в меню воспроизведения. Как всем этим пользоваться? Зачем нужно попадать в папку, которая давным-давно прошла? Смысл колесика был бы понятен, если бы оно работало относительно текущего трека, как работают кнопки «<<» и «>>». Но способа попасть в папку, из которой в данный момент ведется воспроизведение, я так и не нашел.
Плейер нельзя назвать медленным, хотя перерисовка экрана довольно заметна, если в папке много файлов. Длинный список папок тоже пролистывается медленно, пришлось организовать два уровня папок, разбив на папки по буквам алфавита. Это не очень нравится. Есть вариант разложить музыку в папки по жанрам, но тогда они будут слишком разные по объему, да и определить жанр не всегда возможно. Сортировка по исполнителю и жанру тут тоже есть, но при этом используются теги внутри файлов, где часто записана ерунда. Поэтому данной возможностью не пользуюсь. Если название папки или файла слишком длинное и не умещается на экране, то никак нельзя посмотреть, что там в имени идет дальше. На экране отображаются несколько одинаковых имен, остается лишь догадываться, что есть что. Иногда при включении воспроизведения какого-то трека может случиться задержка на несколько секунд, в это время никакие кнопки не работают. Такое бывает, как я заметил, когда файл содержит картинку обложки. Хотя некоторые картинки выводятся быстро. По поводу обложек альбомов – вообще спорный вопрос, зачем это надо, особенно учитывая крошечный размер изображения. Лучше бы эту площадь экрана задействовали для вывода названия текущей папки и имени файла, чего здесь нет вообще. В идеале это должно настраиваться через меню.
У плейера нет функции проигрывания треков без пауз. Поэтому слушать некоторые треки, которые в альбоме переходят из одного в другой без паузы, не очень приятно. Для записи с плейера на магнитофон придется такие треки заранее объединять в редакторе.
Кроме выхода на наушники, плейер имеет гнездо линейного выхода. В меню можно задать для него или фиксированный уровень сигнала (0 dB, -6 dB), или регулируемый вместе с громкостью наушников (Volume Synchronization). Для записи на магнитофон подойдет фиксированный уровень. Максимальный уровень на этом выходе чуть меньше, чем у выхода для наушников и составляет примерно 470 mV RMS для сигнала 0 dBFS.
Как долго плейер работает на одной зарядке аккумулятора – сказать не могу, не успел пока его разрядить. Хоть слушаю понемногу каждый день уже вторую неделю.

К качеству звука плейера у меня никаких претензий нет. Это неудивительно, потому что я нормально переношу даже аналоговые источники – винил и магнитофоны, с их огромным уровнем шумов и искажений. Поэтому любой цифровой источник мне кажется идеальным.
В целом покупкой доволен. Плейер очень красивый, его приятно держать в руках. Управление в меру неудобное, но оно значительно лучше, чем у моего предыдущего плейера. Ну а по поводу той странной неисправности энкодера – буду наблюдать. Коротко перечислю, что на мой взгляд является плюсами и минусами данного плейера.
Плюсы:
+ Красивый внешний вид
+ Управление механическими кнопками, можно управлять вслепую
+ Достаточный запас по громкости
+ Наличие отдельного линейного выхода с фиксированным уровнем
+ Длительная работа от одной зарядки
Минусы:
– Невозможно узнать, какой файл и из какой папки сейчас воспроизводится
С зарядкой ситуация быстро прояснилась – виновата микросхема ETA6002, вылечилось ее заменой. А вот с энкодером ситуация совершенно непонятная. Куда бы его ни крутили, всегда работает на уменьшение. Хорошо, что функции энкодера здесь дублируются кнопками (хоть и не во всех режимах). Подозрение в первую очередь пало на сам энкодер. Хоть прозвонка тестером ничего плохого не выявила – обе контактные группы энкодера нормально срабатывали, причем в нужной фазе. Но все равно энкодер (его тип EC05E1220401) решил заменить, заказав на Aliexpress.
Когда энкодер пришел, я его заменил, но ничего не поменялось. Стал разбираться более детально. Оказалось, что на одном из входов микроконтроллера, куда подключен энкодер, наблюдается «серый» уровень между нулем и единицей. Такое бывает, если порт физически поврежден. И ничего, к сожалению, здесь не поделать. Так и отдал плейер с этим дефектом.
Но сам плейер мне показался симпатичным, поэтому решил купить себе такой же. Мой старый Digma R3 устраивает во всем, но слишком уж маленький экран. Зрение со временем лучше не становится, читать названия треков всё труднее. Плейер я слушаю во время прогулок, а также использую его для записи музыки на катушечный магнитофон, так как сам магнитофон таскать к компьютеру тяжело.
Порядочно посомневавшись (вещь ведь дорогая), решил все-таки его заказать на Aliexpress. Странички товаров там сейчас быстро пропадают, но эта еще вист, вот ссылка. Вместе со всеми накрутками он обошелся мне 62$.
Решил ради интереса посмотреть, что пишут про этот плейер на просторах Интернета. На форуме 4pda.to нашлась тема про клоны этого плейера. И вдруг читаю, что у кого-то энкодер перестал работать на увеличение! Это один к одному такая же неисправность. Но в случае моего ремонта я считал ее чисто случайной, ведь повреждение порта микроконтроллера – большая редкость. Потом читаю дальше – еще один человек жалуется на то же самое, а затем еще один. Получается, что эта неисправность – закономерность?Но как такое может быть, чтобы порты микроконтроллера, подключенные к энкодеру, повреждались? Не придумал никакой другой гипотезы, кроме статики. В этом плейере колесико энкодера алюминиевое, проводящее. Само оно со всех сторон обрамлено пластиком, т.е. изолировано от всего. А своим выступом входит в энкодер. Конечно, у энкодера есть металлическая крышечка, припаянная к земле платы. Выступ колесика контачит в первую очередь с ней. Но контачит ли? Колесико анодировано, даже тестером с острыми щупами сложно добраться до металла. Если вдруг у пользователя на теле накопилась статика, и он пальцем касается колесика энкодера, куда пойдет разряд? Вполне может пойти и в сигнальную линию энкодера. Это, конечно, только гипотеза, но сложа руки сидеть тоже нельзя.
Как только плейер пришел, я озаботился защитой линий энкодера. Но прежде – немного об устройстве плейера.
Корпус у него сделан из алюминиевого профиля. Состоит из двух половинок. Верхняя половинка глубокая, в профиль вставлена пластиковая рама, к которой крепится плата.

Эта же рама образует торцевые панели, где находятся всякие разъемы. Стекло дисплея приклеено к пластиковой раме.


Кнопки – пластиковые, с покрытием под металл. Подвешены на пластиковых отростках. А вот колесико энкодера – настоящий металл.


Нижняя крышка алюминиевая, имеет невысокие бортики.


Вот более подробно надпись на нижней крышке:

Плата прикручена к раме с помощью пяти саморезов и легко вынимается.


Что удивляет – это идеально ровно приклеенный к плате аккумулятор (целых 1500 mAh!). И красиво уложенные провода от него, так же красиво припаянные к плате, без всякого намека не неотмытый флюс. Красиво приклеенный аккумулятор я не стал отрывать, чтобы сфотографировать плату. Такие фото есть в других обзорах, ничего нового я там не увижу.
На обратной стороне платы видим этот злосчастный энкодер.

Дизайн плейера мне очень нравится: механические кнопки гораздо лучше тач-скрина, так как пользоваться ими можно вслепую, когда плейер лежит в сумке или в кармане. Но сами кнопки здесь очень жесткие, нажимаются с громкими щелчками. С одной стороны, это хорошо, такие кнопки меньше подвержены случайным нажатиям. Но все-таки с усилием нажатия есть некоторый перебор, хотя мириться с этим вполне можно. Если попадутся более мягкие тактовые кнопки с таким форм-фактором, то заменю.
А вот колесико энкодера несколько разочаровало. Само он металлическое, тяжелое. Это хорошо – чувствуется приятная инерция. Но у энкодера очень жесткие щелчки, такое впечатление, что при вращении начинает дребезжать весь корпус. А еще колесико при вращении немного задевает пластик, при этом неприятно шурша и двигаясь рывками. Такое терпеть затруднительно, надо устранять.
Чтобы разобрать верхнюю панель дальше, надо вынуть пластиковую раму из алюминиевого профиля. Сидит она там довольно прочно. Между алюминием и пластиком находится оранжевое пластиковое кольцо и само колесико энкодера. Теперь это всё можно вынуть.



Снизу на колесико наклеено кольцо из прозрачного пластика (похож на ПЭТ) толщиной 0.5 мм, которое скользит по выступам, находящимся в углублении корпуса. Этим разработчики пытались снизить трение – скользкое кольцо из пластика, минимальная площадь контакта. Еще тут была белая смазка, которую обычно используют для пластиковых деталей. Смазка в таком месте – не лучшее решение, со временем на нее налипнет пыль, и при вращении появится неприятный хруст. Всю смазку я сразу отмыл.



Вместо кольца из ПЭТ решил установить фторопластовое кольцо. Листового фторопласта толщиной 0.5 мм у меня не нашлось, но нашелся фторопласт толщиной примерно 0.25 мм от какого-то высоковольтного конденсатора. Поэтому вырезал две прокладки. Режется он прекрасно циркулем-измерителем (у которого две иголки).

Вращаться колесико стало заметно легче и плавнее, но при некотором перекосе было слышно шуршание от трения о пластик. Касаться колесико может или дна своего гнезда (но это при сильном надавливании), или оранжевого пластикового кольца. На кольце снизу по кругу есть выемки, которые формируют 4 точки контакта с колесиком. Также колесико может касаться внутренней поверхности отверстия кольца, которая не совсем гладкая. Там имеются дефекты литья, да и сама поверхность неровная. Пришлось сначала грубо выровнять ее скальпелем, сделав что-то типа шабрения. Затем обработал тонкой наждачкой и отполировал специальной пастой. Также отполировал и выступы на нижней поверхности кольца. На самом колесике с помощью тонкой наждачки сделал снизу небольшую фаску.

После этого всякое шуршание, связанное с трением колесика о пластик, исчезло. Но остались громкие щелчки, которые издавал сам энкодер. Пришлось его выпаивать и разбирать.


Энкодер фирмы Alps (или его реплика) семейства DRUMCODE. Это когда контактные ламели находятся на небольшом пластиковом барабане. Верхний торец барабана сделан зубчатым. Плоская пружина, которая давит на барабан сверху, имеет выштампованный выступ, который входит между зубьями и обеспечивает фиксацию барабана в заданных позициях.
Основа энкодера – пластиковая, в нее влиты скользящие контакты, внутрь вставлен барабан. Сверху надеваются две штампованные из листового металла крышки. Они фиксируются на защелках. Верхняя крышка имеет лапки, которые припаиваются к печатной плате. Для точного позиционирования на плате у основы энкодера есть 4 круглых пластиковых выступа, которые входят в специальные отверстия в плате.
К слову, энкодеры, купленные на Aliexpress для замены при ремонте, не имели щелчков вообще. Хотя никакого упоминания об этом в описании товара не было. У Alps такого исполнения энкодера (без detent) вообще не значится. Отличие было лишь в том, что пружина была гладкая, без выступа. Но я это легко исправил, накернив ее шилом. Энкодер начал вращаться со щелчками.
В данном случае очевидно, что для уменьшения громкости щелчков надо немного отогнуть пружину вверх, чтобы она не так сильно давила на барабан. Что было и сделано. Но сразу не получилось угадать нужное усилие пружины. Пришлось разбирать-собирать энкодер много раз, пока подобрал приятное на ощупь усилие при вращении. При этом ушатал один энкодер, пришлось его заменить купленным на Aliexpress, только пружину оставил от оригинального.
Когда энкодер был окончательно собран и припаян к плате, я добавил защиту от ESD. Из присутствующих в продаже защитных компонентов лучше всего подошел PESD3V3S2UT (маркировка WU9). Это сборка из двух TVS-диодов с довольно впечатляющими параметрами: пиковая импульсная мощность до 500 Вт (для импульса tp = 8/20 us по IEC61000-4-5), ток – до 25 А. Допустимое обратное напряжение – до 3.3 В, как раз то, что надо. Сборка имеет корпус SOT-23, который хорошо подходит в данном случае.

После установки защитной сборки плейер собрал. Хочется надеяться, что входы процессора останутся живы. Хотя это только предполагаемая причина, на самом деле она может быть другой.
Внутренней памяти у плейера нет, нужна карта формата micro-SD. Купленная карта Samsung EVO plus 256 Gb покрашена в белый цвет, включая торцы (что, говорят, является одним из признаков подлинности). Для черного плейера совсем не к лицу торчащее в слоте что-то белое. Поэтому с торца краску я удалил. Официально плейер поддерживает карты до 128 Gb, но и карта 256 Gb в нем нормально форматируется и работает.


Прошивка в данном экземпляре V1.101.10.

Пока еще не изучил плейер досконально, так как успел попользоваться довольно мало. Не нарадуюсь, как сейчас легко и плавно вращается колесико энкодера! Напишу лишь про те особенности плейера, которые успел заметить.
После любой загрузки файлов на карту плейер довольно долго думает, обновляя список файлов. В моем случае это длится примерно 5 минут. В меню есть пункт «Create Playlist», который запускает ту же самую операцию.

Как и в большинстве плейеров, последовательность папок соответствует времени загрузки: внизу – самые свежие. Это не очень хорошо, но сойдет. Основную часть музыки я записал на карту с помощью Total Commander, он соблюдает правильную последовательность записи. Все осталось в том же порядке, как было на компьютере. Но добавленные позже файлы и папки оказываются внизу той папки, куда их добавляем.
Windows создает на карте папку «System Volume Information», которая видится плейером и постоянно путается под руками. Ее приходится каждый раз удалять (чтобы увидеть ее в Total Commander, надо включить Show hidden files и Show system files).
Включается плейер удержанием кнопки включения питания, которая находится на верхнем торце корпуса. При включении на экран выводится логотип «SHMCI» и буквы «HD». После этого он сразу начинает проигрывание, если делал это перед выключением. Это очень хорошо, в старом плейере при каждом включении надо было снова выбирать режим Music, потом он некоторое время думал, потом надо было нажимать Play. Запоминается момент времени, где было прервано прослушивание, при следующем включении оно продолжается с этой же точки. Это актуально для длинных треков, типа аудиокниг. Выключается плейер точно так же – удержанием кнопки включения питания. При этом красивым шрифтом пишет на экране «SEE YOU».
Если не нажимать никакие кнопки, то экран гаснет по истечении установленного в меню времени. Можно его погасить вручную, для этого надо коротко нажать кнопку включения питания. Точно так же экран можно включить снова. Никакими другими кнопками экран не включается.
Надо сказать, что экран здесь так себе, это не IPS, углы обзора небольшие. Но особого неудобства это не вызывает, так как плейер все равно держим в руках, можно держать под необходимым углом.
При погашенном экране работают кнопки «<<» (переход на предыдущий трек), «>>» (переход на следующий трек) и кнопка «PLAY/PAUSE». Блокировки этих кнопок, вроде, нет. И это хорошо, в предыдущем плейере для каждого переключения трека приходилось сначала его разблокировать, что требовало двух нажатий. Это прямо бесило. Еще при этом зажигался экран, тратя впустую заряд аккумулятора. А тут все делается одним нажатием и при погашенном экране.
Если при погашенном экране удерживать кнопку включения питания, плейер не выключится. Надо сначала включить экран, а затем удерживать кнопку.
Функционал кнопок «<<» и «>>» зависит от того, горит ли экран. Если горит, то короткое нажатие этих кнопок делает переход на предыдущий/следующий трек. Нажатие кнопки «<<» вызывает переход на предыдущий трек, если время воспроизведения меньше 5 сек., иначе происходит переход на начало текущего трека.
Если одну из этих кнопок удерживать, то можно ускоренно продвигаться внутри трека. При этом звука нет (все никак не могут сделать контроль при перемотке, что хорошо работало в магнитофонах и кое-как работает в CD). Если трек заканчивается, происходит переход на следующий и начинается быстрое продвижение внутри него. В старом плейере было по-другому, быстрой перемоткой было нельзя выйти за пределы текущего трека. Что лучше – даже не знаю.
При погашенном экране перемотка здесь не работает. При нажатии и удержании кнопки ничего не происходит, а в момент отпускания всегда происходит переход на другой трек. С одной стороны, логика разработчиков понятна – без экрана не видно, на сколько мы продвинулись внутри трека. Но это вполне можно делать и вслепую, просто по времени удержания кнопки. Жаль, что этого здесь нет.
У плейера нет кнопок больше-меньше для регулировки громкости. Вместо этого здесь используется колесико. Но когда экран горит, по умолчанию колесико служит для выбора трека, причем совершенно бестолково, о чем будет ниже. Для регулировки громкости надо сначала нажать кнопку «VOLUME», а затем крутить колесико или нажимать кнопки «<<» и «>>». Странное решение. По-моему, громкость гораздо нужнее, а переход на список треков можно было сделать через нажатие кнопки. Ну или настраивать это через меню. После регулировки громкости можно снова нажать кнопку «VOLUME», чтобы выйти из режима регулировки. Это же произойдет автоматически спустя некоторое время. Зато когда дисплей погашен, колесико по умолчанию начинает регулировать громкость. И это прекрасно, регулировать можно вслепую!
При регулировке громкости на экран выводится круглая шкала, значение уровня громкости может быть от 0 до 100 единиц. Каждый щелчок энкодера меняет значение на единицу. Поскольку у энкодера 12 шагов на оборот, полный диапазон регулировки громкости занимает 8.333 оборотов колесика. Чтобы субъективный уровень громкости увеличивался линейно, уровень сигнала надо увеличивать по экспоненциальному закону. Поэтому для регуляторов громкости используют переменные резисторы с обратной логарифмической характеристикой (часто их называют просто логарифмическими). Но цифровые регуляторы громкости в плейерах словно утратили эти старинные знания о правильной характеристике регулировки. В этом плейере на полной громкости выходное напряжение на выходе для наушников составляет 500 mV RMS для сигнала 0 dBFS. В положении регулятора 75% – 325 mV, 50% – 180 mV, 25% – 70 mV, 10% – 13 mV. Это не совсем линейный закон, но и от классических регуляторов громкости он тоже далек, где в положении регулятора 50% уровень сигнала составляет примерно 0.15 от максимального. В результате громкость в начале шкалы меняется резко, а в конце – излишне плавно, приходится много крутить колесико. Хотя это вряд ли можно назвать серьезным недостатком.
Выходного уровня вполне хватает для моих наушников (24 Ом Panasonic RP-HT010 и 40 Ом Sony MDR-CD570), имеется приличный запас по громкости. Что будет с более высокоомными наушниками – не знаю, не имею таких.
Совершенно непонятна логика выбора трека колесиком. Допустим, включили воспроизведение какого-то файла в какой-то папке. Плейер играет сначала этот файл, затем подряд все файлы в данной папке, а когда папка заканчивается, переходит в следующую. В процессе можно нажимать кнопки «<<» и «>>», чтобы продвигаться назад или вперед. Но если во время воспроизведения повернуть колесико, то открывается список файлов. При этом кнопки «<<» и «>>» начинают дублировать поворот колесика. Я ожидал при этом увидеть папку и файл, который в данный момент воспроизводится. А на самом деле мы попадаем в ту папку и на тот файл, с которого когда-то начинали воспроизведение. Но ведь мы уже находимся в совсем другой папке! Наступает растерянность – что делать дальше? К счастью, если нажать кнопку «MENU», то среди возможных вариантов выбора есть «Now playing» – вернуться обратно к воспроизведению, словно ничего и не трогали. Или ничего не делать – через некоторое время плейер вернется обратно в меню воспроизведения. Как всем этим пользоваться? Зачем нужно попадать в папку, которая давным-давно прошла? Смысл колесика был бы понятен, если бы оно работало относительно текущего трека, как работают кнопки «<<» и «>>». Но способа попасть в папку, из которой в данный момент ведется воспроизведение, я так и не нашел.
Плейер нельзя назвать медленным, хотя перерисовка экрана довольно заметна, если в папке много файлов. Длинный список папок тоже пролистывается медленно, пришлось организовать два уровня папок, разбив на папки по буквам алфавита. Это не очень нравится. Есть вариант разложить музыку в папки по жанрам, но тогда они будут слишком разные по объему, да и определить жанр не всегда возможно. Сортировка по исполнителю и жанру тут тоже есть, но при этом используются теги внутри файлов, где часто записана ерунда. Поэтому данной возможностью не пользуюсь. Если название папки или файла слишком длинное и не умещается на экране, то никак нельзя посмотреть, что там в имени идет дальше. На экране отображаются несколько одинаковых имен, остается лишь догадываться, что есть что. Иногда при включении воспроизведения какого-то трека может случиться задержка на несколько секунд, в это время никакие кнопки не работают. Такое бывает, как я заметил, когда файл содержит картинку обложки. Хотя некоторые картинки выводятся быстро. По поводу обложек альбомов – вообще спорный вопрос, зачем это надо, особенно учитывая крошечный размер изображения. Лучше бы эту площадь экрана задействовали для вывода названия текущей папки и имени файла, чего здесь нет вообще. В идеале это должно настраиваться через меню.
У плейера нет функции проигрывания треков без пауз. Поэтому слушать некоторые треки, которые в альбоме переходят из одного в другой без паузы, не очень приятно. Для записи с плейера на магнитофон придется такие треки заранее объединять в редакторе.
Кроме выхода на наушники, плейер имеет гнездо линейного выхода. В меню можно задать для него или фиксированный уровень сигнала (0 dB, -6 dB), или регулируемый вместе с громкостью наушников (Volume Synchronization). Для записи на магнитофон подойдет фиксированный уровень. Максимальный уровень на этом выходе чуть меньше, чем у выхода для наушников и составляет примерно 470 mV RMS для сигнала 0 dBFS.
Как долго плейер работает на одной зарядке аккумулятора – сказать не могу, не успел пока его разрядить. Хоть слушаю понемногу каждый день уже вторую неделю.

К качеству звука плейера у меня никаких претензий нет. Это неудивительно, потому что я нормально переношу даже аналоговые источники – винил и магнитофоны, с их огромным уровнем шумов и искажений. Поэтому любой цифровой источник мне кажется идеальным.
В целом покупкой доволен. Плейер очень красивый, его приятно держать в руках. Управление в меру неудобное, но оно значительно лучше, чем у моего предыдущего плейера. Ну а по поводу той странной неисправности энкодера – буду наблюдать. Коротко перечислю, что на мой взгляд является плюсами и минусами данного плейера.
Плюсы:
+ Красивый внешний вид
+ Управление механическими кнопками, можно управлять вслепую
+ Достаточный запас по громкости
+ Наличие отдельного линейного выхода с фиксированным уровнем
+ Длительная работа от одной зарядки
Минусы:
– Невозможно узнать, какой файл и из какой папки сейчас воспроизводится
Самые обсуждаемые обзоры
| +35 |
2255
107
|
| +34 |
2037
98
|
| +53 |
3128
89
|
Тёмные оттенки
Navy blue
Midnight blue
Prussian blue
Royal blue
Cobalt blue
Oxford blue
Средние/чистые оттенки
True blue
Azure
Sapphire blue
Cornflower blue
Cerulean
Electric blue
Dodger blue
Светлые оттенки
Sky blue
Baby blue
Powder blue
Ice blue
Pale blue
Light blue
Особые названия
Steel blue
Turquoise
Teal
Cyan / aqua
Indigo
без слова blue
Azure
Cerulean
Cyan
Indigo
Teal
Turquoise
Aquamarine
Sapphire
Navy
Royal
Prussian
Cobalt
Ultramarine
Lapis
Ну и на закуску
Oxford English Dictionary 600–650 тыс. слов
БАС + Словарь Даля ~200 тыс слов
Спасибо за детальный обзор. Поделитесь ссылками, где приобретали энкодер и защитный элемент от статики. Может соберусь с силами восстановить свой nintaus…
Участвовал я в ветке обсуждения плеера на форПДА. И шил его всеми прошивками… Давно это было, не помню уже))
Большого смысла, насколько помню, нет.
www.anerty.net/software/file/DriveSort/
DriveSort.exe
FAT_Reader.exe
FAT32Sorter.exe
FatSorter.exe
Как-то попался плейер IPod Nano 4 (он и сейчас у меня без дела валяется), вот это настоящий трэш. Заливаю музыку ему в память — а на нем ничего нет.
Сам пару лет назад переделал тему в рокбоксе с трех строчной, на двухстрочную. (SansaClip+)
И пара ссылок про предотвращение создания «System Volume Information»:
www.thewindowsclub.com/prevent-system-volume-information-folder-usb
superuser.com/questions/1199823/how-to-prevent-creation-of-system-volume-information-folder-in-windows-10-for
И карту памяти можно было черным маркером мазануть, и не сдирать краску.
Кнопками управлять надоело (можно, в обход колеса этого).
Помню как сам впервые столкнулся в свои школьные годы в нулевых с таким в свежекупленном attiny2313. Т.к. был совсем без понимания что так и как, то потребовалось пару недель разборок, переписывания всего и вся с нуля, переделок и экспериментов чтобы наконец-то найти причину в том, что порт работает как-то не так. Старшие товарищи потом объяснили что и как там скорее всего поломалось.
Дело в том, что у того MCU есть защитные диоды на входе каждого порта.
И вот в моем случае видимо какой-то из них пробился, и то неясно насколько сильно и капитально, и какая-то утечка была. И самое забавное что порт работал на выход без видимых проблем (типа светодиодом поморгать, но чуть тусклее было, и это я только потом заметил, раньше не было ярких светодиодов, все были не пойми какие АЛ*** добытые из того что под руку попадалось), а вот на вход — какие-то чудеса творились. Настолько, что даже встроенный триггер Шмидта, который там есть на каждом порту не помогал.
Потом еще пришлось всю схему переделать, потому что порт работал на выход лишь в режиме sink, а не source (если глядеть согласно традиционному направлению тока). Или наоборот, не помню уже точно. Но в итоге все получилось, хоть и с подубитым портом.
А в плеере да, совсем печально, ничего нельзя сделать.
А так, да, есть теория выжигания защитных диодов, но сам на практике не пробовал — это ж можно и микросхему окончательно пожечь.
Еще помню знакомый на такой же ВВ55 тоже сжег себе пин, но он сильно как-то выжег, на нем вообще сигнала не было. А я как раз в это время делал модуль подключения 16-разрядного индикатора типа ИВЛ к Z-80. Так я забрал у него эту ВВ55, а схему свою нарисовал так, чтобы этот пин не использовался. После чего какое-то время эта ВВ55 у меня работала. Правда, потом что-то с ней случилось, но уже не могу вспомнить, что.
Магитолу как то ремонтировал, там на одной из линий I2C тоже уровень странный был, припаял внешний резистор и всё щаработало.
Здесь может тоже попробовать припаять внешний.
Опоздал…
видел что люди так редкие старые игровые приставки и ретрокомпьютеры до-PC-шной эры так иногда чинили. но у них там не пробой полупроводников в чистом виде, а скорее дефекты и последствия старения материалов очень не новой стеклотекстолитовой платы FR4. всякие паразитные утечки настолько возрастают по некоторым пинам и направлениям, что порты I/O сбоят. а иногда вывести/вынести что-то на отдельную плату от основной не вариант — потому что внутри места нету.
а полная замена платы на новую (старая электроника в этом плане достаточно простая, чтобы можно было аккуратно самому все перерисовать, хоть и придется пару недель провести в работе) конечно же помогла бы, но обычно к такому редко приходят в качестве решения, все же хочется сохранить и продолжить пользоваться оригиналом.
Извиняюсь за вопрос не по теме: как именно называется белая смазка для пластиковых деталей (шестеренок)?
Например.
Те кто знает как, молчим, интересно молодежь послушать.
(Сразу не увидел, что две мысли в правильном направлении уже были.)
Если током до 2х ампер не «отремонтировался» то высокая вероятность неудачи, но продолжаем и тут вступает магия. Нужно на контролер подготовить установку радиатора с возможностью непрерывного охлаждения(каждый придумывает самостоятельно как это сделать на долговременной основе) и повторяем первый шаг измеряя температуру, ток поднимаем до момента пока температура на корпусе контролера не вырастет до 70-80 градусов, снимаем питание, крепим охлаждение и возвращаем питание. (были случаи микроконтроллер отремонтировался через неделю, были и через месяц)
Способ с шаманством когда защита не выгорела до конца, подтягивающие резисторы не помогли(а такое работает сам делал в планшетах на регулировке громкости) подпаивается проводок и по нему «лупим» пьезо зажигалкой. Возможно как восстановление, так и уход в мир иной.
И похожая история с моим цветным плоским (почти)монитором купленным неисправным в далеких 90x. Монитор всегда включался и работал когда холодный, но после небольшого времени работы и выключения, надо ждать до полного остывания контролера или полить его фризером. Плата установлена внизу корпуса, в корпусе просверлил напротив контролера отверстие и подвел трубочку, если надо было срочно включить моник, а он не включался, поливал фризером и моник работал, так мучался год, а через год моник просто стал работать нормально. Новый такой монитор в те года стоил более 500$ и более, неисправный покупал за 100.
Что бы там не говорили, все это работает как на контролерах 90х годов, (мониторы, видики, факсы) так и современный, последний отремонтированный буквально недавно семейства Renesas RL78
В данном случае было непонятно, что именно случилось с портом IO. На нем висел «серый» уровень порядка 1 В. Если бы был пробит диод, было бы меньше. И этот уровень можно было уменьшением подтягивающего резистора поднимать, но все равно контроллер не реагировал.
Опасные методы восстановления тут применять было нельзя, потому что с этой неисправностью плейер нормально работает — вместо энкодера можно пользоваться кнопками, которые его дублируют. А в случае неудачи стало бы гораздо хуже — плейер вообще бы окирпичился.
В моей практике был смешной случай по восстановлению работы микросхемы. Принесли мне калькулятор Casio FX-82A, он был нисправен. Формально включался, но вместо правильных операций делал какую-то ерунду, показывал совсем не те числа. Принесли типа на запчасти, ну там дисплей применить где-то, или кнопки. Поскольку терять было нечего, сам незная зачем, решил посмотреть, что будет при повышении питания. В норме там 3 В (две батарейки AA), повысил где-то до 6 В, и калькулятор нормально заработал! Потом снизил до 3 В — работает. И по сей день работает, уже почти 40 лет! Как он мог вылечиться — не понимаю, странный случай.