Очень миниатюрный индикатор разряда аккумулятора HM1160.
- Цена: 158 ₽ за 5 штук
- Перейти в магазин
Попался в рекламной выдаче Али очень маленький индикатор разряда однобаночного литиевого аккумулятора. Поскольку давно искал именно такой мелкий для установки его на шуруповёрт, то и заказал, но он там оказался не нужен. Под катом микро-обзор, вдруг кому ещё пригодится.
И даже «потестил» его и собрался уже ставить.
Но оказалось, что там индикатор и так есть, просто нужно было его «разблокировать».
Теперь не знаю, куда эти индикаторы применить, возможно со временем придумаю. Ну а раз уж они у меня появились, решил хотя бы результатами «тестирования» поделиться.
На обратной — чип управления, токоограничивающие резисторы и конденсатор. Толщина (глубина) платы чуть меньше 3 мм. Длина, ширина:
Сам индикатор не имеет никаких кнопок и рассчитан на отображение уровня заряда одной банки лития по уровню напряжения. Собственно у него две точки подключения — "+" и "-", от них и схема питается, и уровень напряжения, поданный на них отображается количеством зажженных светодиодов.
Схема построена на специализированном чипе HM1160. В даташите для неё приводится схема с единственным резистором:

Однако на моей плате, схема несколько отличается: вместо одного токоограничивающего резистора 330 Ом на плате подключены четыре, для каждого светодиода. Причем сопротивления для каждого светодиода разные.

Напряжение зажигания каждого светодиода имеет гистерезис. По даташиту — уровень для светодиодов такой:
На каждом уровне есть порог выключения и включения светодиода: например, при понижении напряжения, красный выключается при 3.003 В. А при повышении напряжения, «назад» он включится только при 3.408 В. Если же сразу подать на схему, допустим 3.25 В, то он останется не зажжённым.
На плате же уровни напряжения зажигания и потухания светодиодов у меня немного отличаются (Тестер ANENG AN870):
Общее потребление схемы при всех зажженных светодиодах — 27 мА, держать плату постоянно подключенной — не вариант. Потребление от почти разряженного аккумулятора — с одним горящим красным светодиодом — 6,5 мА. Если аккумулятор совсем разряжен и ни один светодиод не горит — потребление мизерное ~7 мкА.
Ощутимого нагрева нет, даже если держать включенным долго (у меня терпения только на минуту хватило ;). Хотя в комментариях писали, что сильно греется оранжевый светодиод.
Переполюсовки не любит — даже после кратковременной подачи обратного напряжения чип вышел из строя — постоянно светится только один красный индикатор.
Защиты от обратной полярности нет — будьте внимательны.
Зачем?
Долгое время искал подходящий по размерам индикатор, для установки на шуруповёрт Bosch GSR 10.8 Li. Нужен был именно миниатюрный, и вот нашёл, заказал, получил, примерил. Очень даже «вписался».
И даже «потестил» его и собрался уже ставить.
Но оказалось, что там индикатор и так есть, просто нужно было его «разблокировать».Теперь не знаю, куда эти индикаторы применить, возможно со временем придумаю. Ну а раз уж они у меня появились, решил хотя бы результатами «тестирования» поделиться.
Характеристики
Приходит в обычном zip-пакетике, в обычном пластиковом конверте. Так себе упаковка, но за такие копейки — чего уж. Платы надрезаны, но не разделены. На одной стороне светодиоды.
На обратной — чип управления, токоограничивающие резисторы и конденсатор. Толщина (глубина) платы чуть меньше 3 мм. Длина, ширина:
Сам индикатор не имеет никаких кнопок и рассчитан на отображение уровня заряда одной банки лития по уровню напряжения. Собственно у него две точки подключения — "+" и "-", от них и схема питается, и уровень напряжения, поданный на них отображается количеством зажженных светодиодов.Схема построена на специализированном чипе HM1160. В даташите для неё приводится схема с единственным резистором:

Однако на моей плате, схема несколько отличается: вместо одного токоограничивающего резистора 330 Ом на плате подключены четыре, для каждого светодиода. Причем сопротивления для каждого светодиода разные.

Напряжение зажигания каждого светодиода имеет гистерезис. По даташиту — уровень для светодиодов такой:
| светодиод | включение, В | отключение, В |
| зеленый (100%) | 3.87 | 3.8 |
| зеленый (75%) | 3.7 | 3.64 |
| оранжевый | 3.55 | 3.50 |
| красный | 3.4 | 3.1 |
На каждом уровне есть порог выключения и включения светодиода: например, при понижении напряжения, красный выключается при 3.003 В. А при повышении напряжения, «назад» он включится только при 3.408 В. Если же сразу подать на схему, допустим 3.25 В, то он останется не зажжённым.
![]() | ![]() |
На плате же уровни напряжения зажигания и потухания светодиодов у меня немного отличаются (Тестер ANENG AN870):
| светодиод | включение, В | отключение, В |
| зеленый (100%) | 3.89 | 3.73 |
| зеленый (75%) | 3.72 | 3.59 |
| оранжевый | 3.58 | 3.50 |
| красный | 3.41 | 3.01 |
Общее потребление схемы при всех зажженных светодиодах — 27 мА, держать плату постоянно подключенной — не вариант. Потребление от почти разряженного аккумулятора — с одним горящим красным светодиодом — 6,5 мА. Если аккумулятор совсем разряжен и ни один светодиод не горит — потребление мизерное ~7 мкА.
Ощутимого нагрева нет, даже если держать включенным долго (у меня терпения только на минуту хватило ;). Хотя в комментариях писали, что сильно греется оранжевый светодиод.
Переполюсовки не любит — даже после кратковременной подачи обратного напряжения чип вышел из строя — постоянно светится только один красный индикатор.
Выводы
Подойдет, если требуется именно такой миниатюрный. Но к нему надо кнопку включения добавить, на плате её нет. Или городить схему-таймер для выключения секунд через 5 после подачи питания, я так собирался на шурик ставить.Защиты от обратной полярности нет — будьте внимательны.
Самые обсуждаемые обзоры
| +35 |
2435
61
|


А так местами полезная штуковина.
158 ₽ за 5 штук, ~30 руб. за штуку с доставкой. Цена достигается максимальным упрощением. Включение в схему MOSFETа увеличит стоимость. Зачем? Для пряморуких достаточно маркировки (а она есть), другие эти модули и не покупают.
на сколько на рубль-два? В общей цене лота это нет смысла обсуждать. Если вам продадут не 5 штук, а 4, но с защитой, вы очень расстроитесь? У пряморуких обычно остается больше половины лота на выброс, не?
а производителю на партии в миллион штук — это уже миллион рублей, потраченный непонятно для чего.
Так что считать деньги нужно в своем кармане и беречь собственное время. А если производитель с экономил себе копейку, а вас выставил на рубль, то и отношение к нему соответствующее.
Я раз так так сделал. И ничего не случилось. Только быстро разрядились.
Так по задумке разрабоотчиков больше и не нужно — в самом чипе уже есть 4 резистивных элемента:
Но что-то пошло не так...)
https://aliexpress.ru/item/1005009373101572.html
Или какие другие инструменты?
Где такой индикатор будет востребован?
3,9В — 4,2В это условно показывает от 75 до 100 % заряда.
1 — 2,9/3,0
2 — 3,4/3,4
3 — 3,5/3,5
4 — 3,7/3,7
Не вижу разножопицы в погасании светодиодов (кроме первого, когда аккумулятор уже считается севшим 2,9/3,0 — это уже не важно, нужно заряжать),
Теперь умножьте ваши цифры на 5 для сборок 5S. В аккумуляторах Макита индикаторы показывают процент заряда — 25%,50%,75%,100%. Вас не смущает разножопица у таких индикаторов в одной партии с разницей в 0,5 В? Как показометр они вполне справляются со своей задачей.
Мои цифры вы, видимо «изучали по диагонали». Нет было там ни 3,4/3,4, ни 3,5/3,5, ни 3,7/3,7. Впрочем, меня не наличие гистерезиса смущает или его отсутствие. Первое — напряжение полного заряда литиевого аккумулятора составляет 4,2В. Тут природная особенность такого рода химии. Если уровень 100% отражается в диапазоне 4,15В — 4,25В, то погрешность показометра можно считать в пределах нормы, т.к. эти цифры могут свидетельствовать о реально полном заряде, после которого должна сработать защита от перезаряда.
С разрядом ситуация сложнее. У разных производителей и даже партий аккумуляторов одного производителя показатель может гулять в пределах от 2,5 до 3,0В. В среднем принято считать, что 2,7-2,9В — пора заряжать и на этих цифрах построена защита от глубокого разряда. В моем случае, на первом ИНДИКАТОРЕ последний СВЕТОДИОД гаснет при разряде до 2,9В; на втором при 3,1В; на тертьем при 3,0В; на четвертом при 2,8В; на пятом при 2,9В.
При таком путанном разнообразии в показометре из четырех светодиодов попросту нет нужды. Достаточно всего двух и эффект будет аналогичным.
И я очень сожалею, что такие «знатоки», что-то пытаются продвигать на ресурсах, где информация должна давать результат в виде тех же положительных знаний.
При чем тут ваш дележ 5S на 5. Данный индикатор должен показать уровень заряда-разряда независимо от количества аккумуляторов. Будет сборка из одного аккумулятора — он будет выдавать показания для него. Ему глубоко параллельно, сколько вы, собирая сборку, параллельно прицепите к нему.
Этот показометр отображает уровень заряд единичного аккумулятора в %.
Первый не горит — 0 %.
Горит только первый — от 0 до 25 %.
Горит второй — от 25% до 50 %.
Горит третий — от 50% до 75%.
Горит четвертый — от 75% до 100 %.
Про индикаторы 5S в фирменных батареях. Они показывают напряжение всех 5 соединенных последовательно ячеек, а не каждой отдельной ячейки.
Также есть батареи и 2S и 3S и 4S и в них тоже стоит ОДИН индикатор показывающий уровень заряда всей сборки. Эти индикаторы сделаны на разное напряжение измерения.
Не понятен ваш пассаж " Ему глубоко параллельно, сколько вы, собирая сборку, параллельно прицепите к нему. ". Сборка собирается из ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО соединенных ячеек и для каждой сборки делают индикатор на показ конкретного диапазона напряжений именно всей сборки.
Если такой «знаток» не в состоянии понять элементарные вещи, то видимо вы ошиблись ресурсом. Здесь дают конкретную информацию как работает купленная или сделанная вещь. Все её достоинства и недостатки.
В данном случае показометр укладывается в пределы показа заряда аккумулятора в процентном соотношении.
Если бы он показывал конкретные цифры, был разброс между экземплярами и его нельзя было корректировать — тогда ваши претензии были справедливы.
Еще раз. Постоянство не отрицает погрешностей. Но, если из двух одинаковых вещей абсолютная разница среди четырех цифр скажется на двух, то относительная разница между ними (вещами) уже составит 50%.
А что мы имеем. Когда загорелся четвертый светодиод, заряд достиг 93%, но никак не 100. Вроде не страшно. Однако, нередко возникают случаи, когда такие «мелкие» отклонения от истины, в самый неподходящий момент приводят к неприятному результату конечной работы. Судя по всему, вам не доводилось попадать в ситуацию, когда не хватило тех самых 7% и следом все нужно переделывать или начинать заново.
Далее. Если вы слышали про термин «унификация», то, видимо, имеете представление о том, что такие микросхемы/внутренние блоки от них могут выступать в роли базовых для изготовления более сложных схем, в т.ч. с расчетом на преобразование полученной информации в визуальный цифровой вид. Поэтому, результат будет сопровождаться теми же погрешностями, что заложены в базовых блоках, а у МК дополнительно упрется в изначальный потенциал и способности программиста, написавшего под него прошивку. Поэтому повторяемость всегда упрется в заложенную разработчиком погрешность. Чем она выше, тем больше изделие будет напоминать «бирюльку», нежели что-то полезное на практике.
Опять же про ваши «5S». Снова повторяю. К этому индикатору можно прилепить все, что угодно и как угодно, если вы дадите ему возможность отслеживать то, что суждено. Любую правильно собранную сборку он рассматривает, как единое целое, а не определяет, что одна часть аккумуляторов заряжена, а другая нет. У него нет такой функции. Поэтому на схеме применения производителем указано обозначение одного заряжаемого элемента, коим может выступать целая батарея аккумуляторов, но с результирующим выходным напряжением до 4,2В.
Ну и даже у вас, то, что показывает не кажется ужас — обычное дело для таких индикаторов. У меня у нескольких аккумуляторных синих Бош из одной линейки, один и тот же аккумулятор на разном инструменте вполне может по разному показывать — например, на шуруповёрте и на лобзике — горят два светодиода, а на циркулярке один.
Диалог с вами бесполезен. Не стоит в одну кучу сваливать контроллер заряда (для которого точность и повторяемость очень важна) и показометр для которого эти отклонения не столь важны.
Это ключевая фраза. Не знаю, в курсе вы или нет. Чешская сборка немецкой (разумеется профессиональной) техники доступная на нашем рынке, считалась одной из самых качественных. Но там речь именно о сборке, а все комплектующие, при этом соответствующего качества, сделаны на китайском производстве. Это уж скоро лет тридцать назад как пройдено. На эталонном по всем признаками корпусе аппарата со всеми фирмовыми лейблами указано, что Japan. По факту, все сделано в Китае, а Япония держит только те производства, которые гонят бытовуху сугубо для внутреннего потребления. А за рубеж, кроме всякой мелочевки в виде канцтоваров, кухонных ножей и тп., она ничего не поставляет и не продает.
Главное эти индикаторы маленькие и можно встроить куда нужно. Их точность здесь показана. Кого устраивает такой показометр, ток купит. Кого нет — будет искать более точное. Но в таком размере лучше не найдешь.
Переделал детям фонарь эра ka16mr аккумуляторный 24xled со свинцового 6 В аккумулятора на Li-ion одинарный 4,2 В. Там светодиоды 24 шт на 3,3 В включены параллельно через 2 гасящих резистора. Один сразу после кислотного аккумулятора, второй в верхней крышке. Выбросил нижний. Теперь фонарь прекрасно работает от одной ячейки 4,2 В. В отсек кислотной батареи втиснул 8 параллельных ячеек 18650 общей емкостью около 9 Ah — старые от аккумулятора Бош. Диапазона по яркости хватает и нет перегруза при полном заряде. Вот такой индикатор врежу в верхнюю крышку с переключателем режимов — горит, выключен и управление через пульт. В положение пульт (на месте рисунка врежу индикатор) и подключу индикатор (пульта давно нет). Крутанул на пульт — увидел уровень заряда, выключил. Там на фонаре нет плоских мест для других индикаторов большего формата. А этот в крышку поместится. Прикупил зарядку для одного элемента на 2 А. Она тоже прячется в нижний отсек вместе аккумуляторами.
Спасибо за наводку на мини индикатор.
При зажигании светодиодов (особенно оранжевого) они сильно нагревают саму микросхему, вот пороги и плывут по разному. По характеристикам самой микросхемы у неё при температуре 20 градусов должны быть стабильно повторяемые пороги у разных партий микросхемы.
Замерить пороги на одном экземпляре из коробки. Затем доп сопротивлениями снизить токи через светодиоды и снова проверить эти пороги. Если будет разница с сильным нагревом и малым нагревом, значит термостабильность самой микросхемы плохая.
Если нет, то вопросы к технологии производства данных микросхем. В разных партиях немного по разному напыляются сопротивления резисторов в делителе входного напряжения в микросхеме и нет стабильности параметров. А может сами операционные усилители внутри дают разные пороги срабатывания при разных напряжениях питания в разных партиях.
Если нет повторяемости в партии из 5 шт, выбрать 1-2 платы с нужными порогами.
Жаль у микросхемы нет отдельных выводов питания и измерительного входа. Тогда можно было немного корректировать пороги. Видимо из-за нестабильной повторяемости таких микросхем на их базе и не делают показометры для 2S, 3S. Там уже другие микросхемы на 8 ног, да и размеры платы больше.
Посмотрел схемотехнику показометров для батарей 5S с кнопкой включения.
Одни сделаны на базе TL431 с делителями на управляющем выводе. Там можно корректировать пороги. Но при производстве у самих TL431 есть небольшой разброс и у резисторов в делителе тоже есть процент точности. Но там высокие входные напряжения и этот разброс не сильно влияет на точность порогов (хотя в разных экземплярах пороги могут отличаться). Но там +- 0,5 в в порогах для показометра не страшны.
Другие сделаны на резисторах и в качестве порогового элемента для зажигания светодиода стоят стабилитроны на разное напряжение открытия. У этих плат стабильность параметров еще хуже, чем на TL431. У стабилитрона на конкретное напряжение (например 8,2 В) разброс может быть от 8,05 в до 8,36 В.
В одном был снесен резистор (не горел один светодиод).
Разброс по экземплярам также есть — видимо издержки производства.
Понял главное.
Поскольку индикатор подключен к аккумулятору не постоянно, главное это при каком напряжении ЗАЖИГАЮТСЯ светодиоды. При каком они гаснут уже не так важно.
Например первый зажигается при 3,45 В, гаснет при 2,95 В. Если напряжение 3,45 В или выше, при подключении к аккумулятору он однозначно зажжется. Если напряжение 3,4 В — он не зажжется (не смотря на то, что уровень погасания у него 2,95 В, но только если он уже горел).
Так и остальные.
Выбрал для себя. При подключении к аккумулятору.
Первый загорается при 3,45 В. Если меньше 3,45 В не загорается.
Второй — 3,57 В.
Третий — 3,68 В.
Четвертый — 3,9 В.
При напряжении ниже порогов зажигания для каждого диода он не включается.
Уровень заряда аккумулятора проверяется без нагрузки.
Проверил идею с колпачками от кабеля HDMI.
По ширине индикатор входит идеально и крепко в нем сидит. По длине есть зазоры.
Утопил индикатор светодиодами вплотную ко дну колпачка. Так свет от диодов не будет расплываться на фоне пластика. Пластик немного матовый. Свет диодов не слепит и четко видны отдельные точки каждого индикатора.
Заполнил пространство поролоном, закрепив индикатор в колпачке. Перед этим припаял провода. Сверху поролона залил китайские термосопли для фиксации.
Всю конструкцию уже врезал в крышку фонаря. В положении переключателя индикатор виден заряд аккумулятора. Если кому-то яркость будет казаться избыточной, можно на дно перед диодами положить кусочек тонировки стекол авто.
Но мне нормально. Хотел сфотографировать как светит, но камера телефона дает засвеченное пятно. Тогда заснял на минимальных настройках камеры через тонировку сложенную вдвое. На фото получилось немного темнее, чем в живую без тонировки.
Токи диодов не менял. Работа кратковременная и их нагрев не беспокоит.
Зажглись все индикаторы — напряжение в пределах 3,9 В — 4,2 В.
Зажглось три индикатора — напряжение ниже 3,9 В, но выше 3,68 В.
Зажглось два индикатора — напряжение ниже 3,68 В, но выше 3,57 В.
Горит только первый индикатор — напряжение ниже 3,57 В, но выше 3,45 В.
Не горит ни один — напряжение без нагрузки уже ниже 3,45 В. Пора ставить на зарядку (под нагрузкой оно будет еще ниже).
Этого вполне достаточно от данного показометра для представления о величине заряда аккумулятора.